35 лет назад молодой немецкий «пилот-любитель» на легкомоторном самолёте Cessna 172 Skyhawk с дополнительными топливными баками совершил провокацию, ударившую по престижу Вооружённых сил СССР и приведшую к отставке министра обороны, а также командования Войск противовоздушной обороны. После этого стало не страшно за пропавшую Родину
Вылетев из аэропорта Итерзен, самолёт с бортовым номером D-ECJB прошёл через Рейкьявик, Берген (Норвегия) и Хельсинки, а 28 мая 1987 года сел на Большом Москворецком мосту в Москве. Греческая газета «Ризоспастис» в тот период писала: «Трудно сказать, что могло бы произойти, если бы самолёт был сбит. Молодой лётчик-любитель стал жертвой варварства русских.
Это могло сорвать заключение договора по евроракетам».До сих пор нет ответов на многие вопросы, в том числе: «Кто тренировал его в Исландии полётам на бреющих высотах на дальние расстояния над морем? Где он осуществил посадку на территории СССР, чтобы переодеться в комбинезон и приклеить на киль самолёта изображение атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму? В хронометраже полёта самолёта куда-то исчезли 75 минут. Когда Руст сел в Москве, в его бензобаках было ещё много бензина. Где он мог заправиться на территории СССР? Наконец, почему в момент посадки в Москве его уже дожидались иностранные журналисты и телеоператоры? Почему именно Норвегия и Финляндия дважды становились тем местом, откуда осуществлялись провокации в отношении наших границ?
«Командование армии не отдало приказ на его уничтожение»
Бывший командующий Московским округом ПВО генерал-полковник авиации Владимир Царьков рассказал о провокации, которая чуть не подорвала стратегическую стабильность в мире
- Владимир Георгиевич, расскажите, как развивались события в тот день?
- Радиотехническими средствами Ленинградской армии ПВО была обнаружена цель, летящая без ответа. Для определения её принадлежности в воздух был поднят МиГ-23, который вышел на цель и даже держал её в захвате. Лётчик определил, что летит иностранный легкомоторный самолёт спортивного класса. Но командование армии не отдало приказ на его уничтожение. А на КП Московского округа ПВО с КП армии была передана информация, что летит не самолёт-нарушитель, а нарушитель режима полётов. А это не одно и то же. Нарушитель режима полётов может быть и свой самолёт, вылетевший без заявки или изменивший маршрут полёта.
М. Руст увидев, что на него навели истребитель, резко ушёл вниз и далее осуществлял полёт на предельно малой высоте. Дальнейшее его обнаружение было затруднено и тем, что он летел очень низко, и тем, что в этом районе работало очень много самолётов сельскохозяйственной авиации и ДОСААФ, не оборудованных системами опознавания. Необходимые указания на КП Московского округа я дал, находясь в Брянске. Но особой тревоги у меня не было, хотя и приказал генералу Бражникову выехать на КП и руководить боевой работой.
- В постановлении Политбюро ЦК КПСС было сказано, что «командование Войск ПВО проявило недопустимую беспечность и нерешительность, чтобы пресечь полёт самолёта-нарушителя, не прибегая к боевым средствам». Как это понимать?
- Формулировку можно подобрать любую. А как выполнить реально, когда цель летит на высоте 25 метров со скоростью 180 километров в час, а у истребителя минимум 600 километров в час. У нас ведь не было боевых вертолётов для работы по маловысотным, малоскоростным целям.
Осложняло выполнение боевой задачи и то, что в этот день потерпел катастрофу самолёт Ту-22, и в воздухе было много самолётов, занимавшихся поиском. Применение же зенитных ракетных войск по не боевой авиации запрещено. Да и представьте, что значит сбивать зенитной ракетой легкомоторный самолёт на такой высоте. А вдруг внизу детский сад, жилой дом, химзавод. Конечно же, зенитный ракетный комплекс С-300 справился бы с этой задачей, если он сбивает крылатые ракеты и меньшего размера, и летящие в 10-15 раз быстрее. Его нужно было просто сопровождать до посадки, арестовать, и дать срок на всю катушку, как советовал Громыко.
- Считаете ли вы, что это была спланированная провокация?
- Безусловно. Это политическая провокация высокого класса, побудившая руководство провести репрессии в отношении многих должностных лиц Вооружённых сил СССР и войск ПВО. Для личного состава войск ПВО это была сильнейшая психологическая травма. Вообще, умные люди изучают историю для того, чтобы делать из неё выводы, чтобы не допустить ошибок впредь. Мы же, как оголтелые, готовим для нашего народа новый 1941 год.
Чужой пример заразителен
Не сгущал ли краски генерал-полковник Владимир Царьков? В тот период - нет. Именно в те годы, когда состоялась наша беседа, сокращались полки, бригады, дивизии и даже армии ПВО. Зенитные ракетные войска были сокращены в несколько раз. Из соединений и армий ПВО были выведены авиационные полки, которые попадали под нож сокращений. Лётчики, на подготовку которых требуются годы и колоссальные средства, увольнялись в запас. Из-за сокращений радиотехнических подразделений радиолокационное поле обнаружения получилось и с «прорехами», и нижняя граница обнаружения претерпела серьёзные изменения в сторону ухудшения. Были брошены многие позиции, аэродромы, технические базы.
Ровно год спустя после пролёта Матиаса Руста в небе над Кольским полуостровом была совершена попытка ознаменовать то событие нарушением воздушного пространства СССР. 27 мая пилотируемый норвежцем Андреасом Сомерсом легкомоторный самолёт «Сессна-152» углубился в воздушное пространство СССР, но после наведения на него истребителя перехватчика Су-27, вернулся на свой аэродром.
В 21-м корпусе ПВО, в котором довелось служить в те годы, были сделаны правильные выводы и из пролёта Матиаса Руста, и из провокации Андреаса Соммерса. В авиаполк, базировавшийся в Килпъявре, была переброшена авиаэскадрилья боевых вертолётов Ми-24, которые несли боевое дежурство на аэродроме подскока в Луостари (Корзуново), рядом с советско-норвежской границей. Они взлетали на перехват, как только у границ на сопредельной стороне появлялись иностранные вертолёты или легкомоторная авиация. А на сопке, расположенной рядом с посёлком Никель, был развёрнут зенитный ракетный дивизион С-125, который мог уничтожить в случае необходимости иностранные самолёты и вертолёты, не только нарушившие воздушную границу СССР, но и просматривавшие аэродром города Киркенеса.
Есть и ещё странности, связанные с жёсткой реакцией руководства СССР в отношении военных из-за пролёта Руста. К примеру, в этот же период во Франции осуществлял посадки на легкомоторном самолёте на Елисейских полях лётчик, прозванный «Чёрным принцем». ПВО Франции отказались по нему работать, заявив, что этим хулиганом должна заниматься полиция.
4 июля 1989 года неуправляемый МиГ-23 ВВС СССР, после катапультирования лётчика, пролетел 900 километров в воздушном пространстве Польши, ГДР, ФРГ, Нидерландов и упал в Бельгии. Ни один руководитель военного ведомства этих стран не пострадал, хотя можно было снимать с должности всё командование войск ПВО этих стран. Летел ведь не легкомоторный, а боевой самолёт.
12 сентября 1994 года в США «Сессна» пыталась приземлиться рядом с Белым домом, но разбилась, столкнувшись с деревом. Руководство Пентагона не пострадало.
В условиях развития средств воздушного нападения внимание к войскам противовоздушной обороны должно быть приоритетным. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. На вооружение поступают новые зенитные ракетные комплексы, современные радиолокационные станции, автоматизированные системы управления, которые доказали свою эффективность во время проведения военной операции на Украине...
Свежие комментарии