Анкара подписала контракт на поставку украинских двигателей для своих новых ударных вертолетов
Украина будет поставлять двигатели для новых турецких ударных вертолетов АТАК II. Об этом заявил генеральный директор компании-разработчика перспективной винтокрылой машины Turkish Aerospace Industries (TAI) Темел Котил.
По его словам, соответствующие контракты уже подписаны. Однако о какой сумме и каком количестве двигателей идет речь, он не уточнил.
При этом Котил назвал Украину «братской страной», и подчеркнул, что альтернативы ее двигателям на сегодняшний день у Турции нет. Кроме того, он уверен, что с украинскими поставщиками не будет проблем из-за санкций и эмбарго, как это возможно с западными странами в случае возникновения очередных геополитических вызовов.
О том, что турки намерены оснастить свои перспективные тяжелые вертолеты украинскими двигателями, впервые стало известно в середине марта.
Гендиректор TAI в эфире турецкой телекомпании HaberTür объявил тогда, что АТАК II, разработкой которого занимается его компания, получит двухкамерный турбовальный двигатель мощностью 2,5 тысячи лошадиных сил от украинских партнеров. Других подробностей он не раскрыл. В том числе, какое именно украинское предприятие будет поставлять в Турцию силовые установки для этих вертолетов.
Впрочем, ответ на этот вопрос может быть только один — это запорожский авиамоторостроительный завод «Мотор Сич», вокруг которого в последнее время было столько копий сломано. На Украине это единственное предприятие, выпускающее двигатель, параметры которого по классу мощности должны устроить турецких заказчиков — ТВ3−117ВМА.
По данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), новый вертолет АТАК II создается турецким авиастроительным объединением TAI в интересах турецких вооруженных сил. Разработка ведется с 2019 года и является частью планов компании по переходу из разряда субподрядчиков в производители оригинального оборудования.
Предполагается, что это будет маневренный ударный вертолет с высокими летными характеристиками, оснащенный передовыми технологиями для обнаружения целей, системами радиоэлектронной борьбы, навигации, связи и вооружением, способный нести большой объем боевой нагрузки и действовать в сложных условиях. Такого же класса, фактически, как американский АН-64 «Апач» и российский Ми-28НМ «Ночной охотник».
В перспективе он должен заменить более легкий боевой вертолет Т129 АТАК, который был разработан 12 лет назад для ВВС Турции на базе итальянского «Мангуста» 1983 года выпуска.
Первый испытательный полет новой машины, по словам Котила, планируется осуществить до 2023 года, чтобы к 100-летию основания Турецкой Республики, которое будет отмечаться через два года, вертолет был принят на вооружение.
Но не ошиблись ли турки с выбором поставщика для успешной реализации этих планов?
Ведь Украина еще не урегулировала спор с Китаем вокруг «Мотор Сич» и не выплатила по иску обманутых китайских инвесторов 3,6 млрд. долларов.
Опять же, американцы могут быть резко против украино-турецкого тандема, поскольку у них в последнее время не самые теплые отношения с Анкарой. Джо Байден публично признал геноцид армян в Османской империи, а Эрдоган в ответ пригрозил США полной заморозкой сотрудничества в сфере обороны и экономики.
— У Турции особого выбора нет, — комментирует ситуацию главный редактор портала «Альтернатива», политолог Андрей Ваджра. — Производить авиатехнику они могут, в той или иной степени, а вот самое главное — двигатели, не могут. Поэтому для них «Мотор Сич» (скорей всего, об этом предприятии идет речь) был бы идеальным просто вариантом.
Для Украины — тоже. Потому что на Западе ее двигатели не нужны основным авиационным производителям. Россия для них тоже уже закрыта. И, естественно, что Турция — тот редкий вариант, который устраивает обе стороны.
Что касается возможных проблем, то, теоретически, их можно допустить. Однако стоит учитывать, что Турция все-таки — пускай и формально — является союзником США. И она — член НАТО.
Кроме того, какими бы не были противоречия между турками и американцами, но Турция не может быть каким-то серьезным конкурентом для Соединенных Штатов, как тот же Китай.
Турция для американцев, даже с «выбрыками» Эрдогана, его слабой управляемостью, все равно это меньшее зло, с которым теоретически они могут в будущем справиться.
Мы помним, что была уже попытка свержения Эрдогана, которую президент Турции сумел пресечь, кстати говоря, благодаря информации из Москвы. Но если была одна попытка, то может быть и вторая, и третья, и четвертая. Американцы — упорные ребята, и если им Эрдоган мешает, они, в любом случае, его постараются убрать тем или иным способом.
И Турция никуда не денется.
Поэтому украинско-турецкая связка для них, в общем-то, не является чем-то страшным. Скорее, даже позитивной является, если учитывать планы (опять же, турецко-украинские) по развертыванию производства турецких беспилотников на территории Украины.
«СП»: — В чем позитив, поясните?
— Это все одно к одному идет. И вполне возможно, американцы даже используют ситуацию с двигателями для торга. А недавнее заявление о признании геноцида армян будет просто своего рода разменной картой Вашингтона.
То есть, «мы признаем геноцид армян турками, чтобы покрепче ухватить армянскую диаспору и усилить свои позиции в Армении. А Турции в обмен на эту неприятность предоставляем украинские двигатели». Такой вариант тоже не исключен. В данной ситуации комбинации возможны, и игра, в принципе, тоже возможна.
«СП»: — У Анкары не возникнут из-за этого проблемы с Китаем, который вложился в акции украинского предприятия, но в итоге не получил ничего? Более того, Зеленский недавно заявил, что готов продать 50% акций «Мотор Сич» некой турецкой компании.
— Я не сомневаюсь, что между Китаем и Турцией возникнет напряжение. Но, согласитесь, для Вашингтона это был бы идеальный вариант.
Штаты упорно натравливают все страны, которые только могут натравить, не только на Россию, но и на Китай.
Последний пример, это поведение чехов. Они ведут себя вызывающе не только с Москвой, но и с Пекином. И, понятно, не из собственного спортивного интереса. Поэтому напряженные отношения Турции с Китаем для них это опять-таки дополнительный бонус.
Другое дело, что ситуация может вдруг радикально измениться — в нашем мире возможно все. И тогда на фоне украинской недоговороспособности Турция может разделить участь Китая. Опасность такого поворота никуда не пропадает, она остается. И в этом смысле турки, по большому счету, играют с огнем.
Но, в общем и целом, комбинация, которая сейчас начала складываться, вероятно, сложится. Скорей всего, Вашингтон и Киев будут использовать ее в своих интересах.
Доцент Дипломатической академии МИД РФ, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Аватков, в свою очередь, полагает, что состояние конфликтности между различными центрами силы будет только усиливаться:
— В рамках укрепления полицентричного миропорядка растущие центры силы — а Турция относится к таковым — будут усиливать конфронтацию друг с другом. Особенно, на фоне идейно-ценностного базиса — Турция, как известно, это страна консервативного национализма. Между Китаем и Турцией, в том числе, уже было несколько инцидентов такого конфликтного характера.
Второе. Турция воспринимает Украину, как своего рода «черную пятницу» — распродажу. И здесь она конкурирует, в первую очередь, с Китаем за украинский рынок устаревших технологий. Учитывая тот факт, что у Анкары возникли проблемы во взаимодействии с Канадой по поводу соответствующих двигателей для «Байрактаров», Турция сейчас ищет возможности для создания, как совместных производств, так и для собственных производств двигателей. И вкладывает в это дело достаточно большие ресурсы.
Украина с ее старыми советскими технологиями, это очень удобное место для покупки технологий, которые могут являться временными для Турции в плане разработки своих собственных.
Другое дело, что надежность украинских поставщиков и конструкторов вызывает сомнения. Поэтому большой вопрос, сумеет ли Турция чего-то добиться.
Что касается самих производств на Украине, то они находятся в упадке. Турецкие финансовые вливания мало, на что здесь повлияют. Деньги, очевидно, просто разойдутся по карманам. И вряд ли достигнут простого рабочего, или приведут к тому, что Украина совершит рывок в плане новых технологий.
Таким образом, такое сотрудничество, в общем-то, временное явление. Это дешево и сердито, поэтому Анкара сейчас этим пользуется.
«СП»: — Но в этом украино-турецком тандеме явно просматривается еще и антироссийский вектор политики. Разве нет?
— Да, помимо интересов экономических, очевидно, есть и вторая сторона вопроса.
Турция пытается не допустить распространения «дуги нестабильности», которую американцы продвигают от Северной Африки через Ближний Восток на Южный Кавказ и в Центральную Азию. Не допустить, прежде всего, продвижения этой «дуги» на свою территорию.
И для этого (особенно, на фоне охлаждения отношений с Западом) Турции необходимо показывать свою результативность по подрыву интересов России на постсоветском пространстве. Именно поэтому она может предъявить «украинский кейс», как и «южнокавказский» Западу в качестве успехов по влиянию на Россию. Как это видится из Анкары, и как это видится из Вашингтона.
Хотя, на самом деле, при этом Турция преследует, в том числе свои экономические и геополитические интересы, пытается распространить свое влияние на постосманское пространство и на постсоветское.
Светлана Гомзикова
Свежие комментарии