На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    благодарюЭтот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    Спасибо, поправилЭтот день в авиац...
  • Valery Roman
    Семён, спасибо за работу!!!👍👍👍 Ошибочка закралась однако.... """«Союз Т-12» Экипаж: командир корабля — Владимир Ал...Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 22 марта

Этот день в авиации. 22 марта

1874 - Первый высотный подъём на аэростате "Полярная звезда" на 7300 м французских учёных Т.Сивеля и Ж.Кроче-Спинелли. Для нормального дыхания на высоте аэронавты имели мешки, наполненные воздухом с повышенным содержанием кислорода.

1919 - Полёт цельнометаллического пассажирского Junkers F-13.

Первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических зонах. Самолёт был рекордсменом и по числу использовавших его авиакомпаний и по длительности работы на линиях - до начала 1940-х. Junkers F-13 стал самым массовым транспортным самолётом первого поколения. За 10 лет серийного производства было изготовлено 314 самолётов десятков модификаций. Причём F-13 собирался не только в Германии и США. В СССР а/к Добролёт было построено 5 машин из советских материалов (их назвали ПС-2), в Филях. Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13. В целом машина оказалась коммерчески успешной. Причиной тому были удобства для пассажиров - закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона. И удобства для авиакомпаний - простота в эксплуатации. Обслуживающий персонал был избавлен от возни с регулировкой растяжек и ухода за обшивкой, как у деревянных машин. У администрации меньше болела голова за сохранность конструкции при содержании самолётов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы.

Этот день в авиации. 22 марта
1919
 - Открытие регулярной международной авиалинии Париж-Брюссель, самолёт Farman F60 "Goliath". Раз в неделю за 365 франков, затратив 2 часа 50 минут,можно было перелететь из одной столицы в другую.

ju20-5.jpg

1922 - Cостоялся первый полёт немецкого гидросамолёта-разведчика Junkers Ju.20 созданного Хуго Юнкерсом по договору с советским правительством на совместное строительство авиационного завода в Филях. Специально для этих целей был специально разработан поплавковый самолёт-разведчик, получивший заводское обозначение J20 или Type 20. Самолёт представлял собой двухместный разведчик, цельнометаллический низкоплан с гофрированной обшивкой из дюралюминия. Дюралевые поплавки плоскодонные, однореданные, с гладкой обшивкой. Он стал первым поплавковым разведчиком специально спроектированным для ВМФ СССР.

Этот день в авиации. 22 марта
1925
 - Катастрофа Junkers F 13 под Тифлисом, при которой погибли 5 человек.Лётчик Шпиль вместе с бортмехаником Сагарадзе на самолёте Junkers F.13 с бортовым номером R-RECA (заводской — 590) выполняли пассажирский рейс из Тифлиса в Сухум. На борту находились три служебных пассажира:Александр Федорович Мясников — заместитель председателя Совнаркома ЗСФСР, член Президиума ЦИК СССР, член РВС СССР и Краснознаменной Кавказской армии ; Соломон Григорьевич Могилевский — председатель Закавказской чрезвычайной комиссии ; Георгий Александрович Атарбеков — заместитель наркома РКИ в ЗСФСР и уполномоченный Наркомпочтель СССР в ЗСФСР. Почти в полдень авиалайнер взлетел с Тифлисского аэродрома и взял курс на Сухум. Однако через 15 минут в аэропорт поступило сообщение, что самолёт загорелся. На глазах свидетелей происшествия, двое людей выпрыгнули из горящей машины и разбились насмерть. «Юнкерс» врезался в землю и взорвался. Согласно заключению комиссии, расследующей катастрофу, двигатели и системы самолёта до столкновения с землёй работали исправно. Причину пожара установить не удалось. Однако, не исключено, что пожар произошёл, когда один из пассажиров бросил на пол непогашенную спичку, которая и стала источником возгорания...

Этот день в авиации. 22 марта

1926 - Родился Вениамин Павлович Ефремов — учёный и конструктор систем ПВО; общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1976), доктор технических наук (1967), профессор, член-корреспондент АН СССР (1983), действительный член (академик) РАН (1992). Лауреат Ленинской премии (1967), Государственной премии СССР (1984), Государственной премии РФ в области науки и техники (1997).

Окончил МЭИС (1951).Работал в научных и производственно-конструкторских организациях Министерства радиопромышленности.
Вся трудовая деятельность Ефремова связана с ОАО «НИЭМИ» Концерна ПВО «Алмаз Антей», где он прошёл путь от техника до Генерального конструктора. Его первые научные работы посвящены созданию РЛС орудийной наводки и задействованию ЗРС С-25 в системе ПВО Москвы, где проявился его талант инженера и организатора.Почти полвека назад как заместитель главного инженера НИЭМИ он был назначен руководителем перспективной НИР, ставшей затем ОКР «Круг» первого ЗРК войсковой ПВО. Тем самым Ефремов внёс существенный вклад в развитие перспективных образцов вооружения для надёжной защиты рубежей страны. Под его непосредственным руководством выполнен ряд крупных комплексных научно-технических программ по разработке и созданию ЗРК и ЗРС нескольких поколений. Первое поколение ЗРК «Круг» и «Оса», второе поколение многоканальная ЗРС С-300В и новая тактическая ЗРС «Тор», третье поколение суперперспективные и суперсовременные ЗРС «Антей-2500», «Тор-М1» и их модернизации. По своим характеристикам эти ЗРК и ЗРС значительно превосходят зарубежные аналоги и успешно с ними соперничают.Помимо основной научно-производственной деятельности академик Ефремов вёл деятельную общественную и научную работу.В 1967 году ему присуждена учёная степень доктора технических наук при защите кандидатской диссертации, что в практике ВАК редкий случай. В 1983 году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1992 году действительным членом (академиком) РАН. Кроме того, более 20 лет Ефремов заведовал кафедрой МИРЭА, им создана научная школа по информационным системам реального времени, подготовлены и воспитаны научные кадры этого направления. Ефремов принимал активное участие в международных конференциях, организации и проведении авиакосмических салонов и международных выставок в России, Франции, ОАЭ, Греции и в других странах. Скончался на 81-м году жизни 16 сентября 2006 года в Москве. Похоронен на 10 уч. Кунцевского кладбища Москвы...

Этот день в авиации. 22 марта
1933
 - Первый полёт французского гоночного самолёта Lorraine Hanriot LH-130. С регистрационным номером F-AOFV самолёт принял участие в гонке Coupe Michelin 1932, но не достиг в ней таких впечатляющих результатов как его предшественники LH-41 и LH-42.

Этот день в авиации. 22 марта

1937 - С Центрального аэродрома имени Михаила Васильевича Фрунзе в Москве стартовала авиационная экспедиция на Северный полюс в составе четырёх четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7). Командир лётного отряда — Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагманский штурман экспедиции — Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин. Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот — Михаил Сергеевич Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевич Молоков. Третьим — Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым — Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком — Павел Георгевич Головин. На этапе проведения предварительной разведки большую помощь экспедиции оказал экипаж самолёта Р-5 «Полярной авиации», которым управлял лётчик Леонард Густавович Крузе.

Через несколько часов машины приземлились в Холмогорах около Белого моря, где колёса самолётов были заменены восьмиметровыми полозьям и весом в четыреста килограмм каждый. Из-за плохих погодных условий пришлось отложить дальнейший полёт к устью Печоры до 30 марта. Следующая посадка в Нарьян-Маре производилась прямо на лёд замёрзшей реки Печора. Здесь экспедиция вынуждена была почти две недели ожидать улучшения метеоусловий. Экспедиции фатально не везло с погодой: на Новой Земле метель и штормовые ветра так разбушевались, что грозили унести и уничтожить самолёты. Вылет отсюда на остров Рудольфа — базу экспедиции, состоялся только 18 апреля. Теперь их отделяло от Северного полюса почти девятьсот километров. Всего в воздушной экспедиции участвовало 42 человека.
Дальнейшее продвижение экспедиции опять задержала сложная гидро-метеорологическая обстановка. Наконец, 5 мая самолёт Головина „Н-166"(„Р-6") смог вылететь для разведывательного полёта в сторону полюса. Через пять часов после вылета по радио было получено сообщение, что самолёт находится над полюсом и что условия для посадки тяжёлых самолетов там есть.
Это был первый советский самолёт, пролетевший над полюсом. Пробыв ввоздухе одиннадцать часов, Головин благополучно приземлился на о-ве Рудольфа, где ему была устроена восторженная встреча. На основании этого разведывательного полёта и после совместного обсуждения вылет на полюс был назначен на 21 мая.
И вот 21 мая в 4 часа 52 минуты флагманский самолёт „Н-170", имея на борту начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта, весь состав будущей дрейфующей станции (она получила название — станция „Северный полюс") и часть оборудования, стартовал с о-ва Рудольфа и в 11 часов 35 минут совершил посадку на льдине в точке с координатами 89° 25 с. ш. и 78° 40 з. д. Сразу же после посадки началась работа по организации постоянной полярной станции на льдине, которая дрейфовала в сторону Гренландского моря.

Этот день в авиации. 22 марта

1939 - В г. Ступино образовано ОКБ-150 по воздушным винтам. Ныне ОАО НПП "Аэросила". Руководители: Константин Иванович Жданов (1939—1972 гг.);Поляков Анатолий Михайлович (1972—1984 гг.); Сухоросов Юрий Леонидович (1984—2002 гг.); Сухоросов Сергей Юрьевич (2002 г. — по настоящее время).

yak1-8.jpg

1940 - Собран первый серийный истребитель И-26, ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. Остальные 11 самолётов первой серии собраны до начала июня 1940 г. К 9 апреля на заводе в наличии была лишь одна пушка, изготовленная для головной машины первой серии коллективом ОКБ-15 Народного комиссариата вооружения (НКВ). Завод №2, которому были переданы чертежи для серии, от выпуска пушек отказался. Аналогичное положение сложилось и с синхронными пулемётами ШКАС, к выпуску которых завод № 66 ещё не приступал.

Этот день в авиации. 22 марта
1941
 - На основе исследований, проводившихся с 1937, Архип Михайлович Люлька представил заявку на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя (авторское свидетельство вручили 22 апреля 1941 года).
 
Этот день в авиации. 22 марта

1943 - Прибытие на фронт первой группы французских лётчиков (эскадрилья «Нормандия», позднее полк «Нормандия-Неман»). Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 43-го после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.

Этот день в авиации. 22 марта
1943
 - Поднялся в воздух первый прототип пикирующего бомбардировщика Brewster ХА-32 (серийный номер 42-13568). Он не отличался выдающимися ТТХ, а по некоторым показателям уступал более ранним самолётам этого типа. Самолёт получился слишком тяжёлым и ему явно недоставало энерговооружённости. В свете того, что в 1943 году в массовом производстве уже находились истребители-штурмовики A-36A "Apache" и V-72 "Vengeance" от его дальнейшего совершенствования отказались. Программу ХА-32 закрыли, отправив оба прототипа на слом.

1946 - Организован Опытный государственный завод № 81 (ныне ОАО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" имени И.И.Картукова") — одно из ведущих предприятий авиакосмической промышленности России. Поначалу предприятие специализировалось в создании ускорителей для взлёта пилотируемых и беспилотных самолётов ВВС. Позднее агрегаты, созданные в МКБ «Искра», опустились в морские глубины и поднялись в космос... За 55 лет деятельности предприятие сдало на вооружение свыше 200 видов твердотопливных двигателей, нашедших применение в ракетных системах различного назначения (зенитные, тактические, баллистические, авиационные, морские, космические). Этому способствовала отличительная особенность разработок МКБ «Искра» — высокая надёжность при относительной простоте конструкции. Широко известна «искровская» двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) ракетно-космического комплекса «Союз» и его модификаций. В 1983 году её надёжная работа обеспечила спасение экипажа космического корабля «Союз-Т» при аварии ракеты-носителя на старте. Известны также «искровские» двигатели мягкой посадки пилотируемых космических кораблей «Восход» и «Союз». Более 360 лётчиков спаслись при авиакатастрофах благодаря тому, что катапультные кресла были оснащены комбинированными стреляющими механизмами (КСМ), разработанными в МКБ «Искра». Они успешно применялись и в катапультных креслах космических кораблей «Восток» и многоразового орбитального корабля «Буран». Противоштопорные ракеты и ускорители, созданные специалистами предприятия, обеспечили испытания самолётов семейств «МиГ», «Ту», «Ил», «Су» и других. Особая продукция МКБ «Искра» — твердотопливные газогенераторы, использующиеся в ракетной и авиационной технике и на подводных лодках. По признанию специалистов, их применение значительно повышает надёжность и быстродействие систем аварийного спасения экипажей.

tu-1.jpg

1947 - Первый полёт продолжительностью 30 минут на опытном самолёте Ту-1 ("63П"),лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт. Заводские испытания проводились до 3 октября 1947 года, в ходе которых проверялась работа новой силовой установки, оборудования, проводились полёты на определение запасов устойчивости, определения километровых расходов топлива и т.д. 3 августа 1947 года самолёт принял участие наряду с другими новыми туполевскими машинами(такими,как опытные самолеты "69", "70", "77" и первые три серийных Ту-4 (Б-4) в традиционном воздушном параде в Тушино. В связи с появлением первых реактивных истребителей-перехватчиков разработка самолёта Ту-1("63П") была прекращена.

Этот день в авиации. 22 марта
1948
 - Совершил первый полёт американский УТС Т-33 (ранее известный как ТР-80С). Опытный ТР-80С был выведен из цеха без особой помпы в начале марта 1948 г. и 22 марта был поднят впервые в воздух под управлением Тони Левьера. Всего было построено более 6500 экземпляров.

1951 - Родился Муса Хираманович Манаров — лётчик-космонавт СССР, полковник запаса, Герой Советского Союза (1988). Заслуженный мастер спорта СССР (1989),по национальности лакец.

В 1974 году окончил Московский авиационный институт (факультет радиоэлектроники летательных аппаратов).
В 1974—1978 годах работал инженером в НПО «Энергия»; участвовал в натурных испытаниях различных космических аппаратов, занимался вопросами подготовки операторов.В 1978—1992 — в отряде космонавтов. Выполнил два космических полёта. В 1979—1982 проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе «Буран».С 21 декабря 1987 по 21 декабря 1988 — космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-4» и орбитальном комплексе «Мир» (командир — Владимир Георгиевич Титов) продолжительностью 365 суток 23 часа. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз ТМ-6». Этим был установлен мировой рекорд продолжительности космического полёта.
С 2 декабря 1990 года по 26 мая 1991 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-11»(командир — Виктор Михайлович Афанасьев) и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 175 суток 2 часа.
Во время космических полётов совершил 7 выходов в открытый космос общей продолжительностью 34 часа 23 минуты.
С 1990 года — космонавт-инструктор научно-производственного объединения «Энергия». Занимался политической деятельностью. В 1992—1995 годах — генеральный директор ТОО «МКОМ». Живёт в Москве. С 1995 года — директор ЗАО «Выделенные интегральные сети».

Этот день в авиации. 22 марта

1951 - Принята на вооружение первая послевоенная реактивная система залпового огня (РСЗО) М-24.

1956 - Перелёт Москва-Лондон на Ту-104, Экипаж самолёта: А.К.Стариков, И.К.Багрич, Н.К.Беляев, Н.В.Кочетков, Г.И.Гончаренко, первый международный перелёт советского реактивного пассажирского самолёта.

Этот день в авиации. 22 марта

1957 - Первый относительно удачный запуск стратегической крылатой ракеты North American SM-64 Navaho. На этот раз ракета пробыла в воздухе 4 минуты 39 секунд. Официально программа была отменена 13 июля 1957 года после того, как первые четыре запуска закончились неудачей. На самом деле программа устарела к середине 1957 года, так как первая межконтинентальная баллистическая ракета Atlas начала лётные испытания в июне, а БРСД Jupiter и Thor показывали большие перспективы.

Этот день в авиации. 22 марта

1957 - Принята на вооружение система "Метеор" класса "земля-земля" на базе КС - КС-7.


1966 - На серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре собран первый серийный экземпляр самолёта Су-7БМК.

R36orb.jpg

1967 - С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 162(69), в рамках создания системы частично-орбитального бомбометания по суборбитальной траектории осуществлён пуск ракеты-носителя "Р-36-0", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский спутник типа "ОСБ". Из-за аварии ракеты-носителя пуск закончился неудачей.

Этот день в авиации. 22 марта

1967 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной семидесятый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Майкл Джеймс Адамс (англ. Michael James Adams). Достигнута максимальная высота подъёма 40570 м и максимальная скорость 6150 км/ч.

1976 - Приказ МАП о разработке двухместного учебно-боевого варианта истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ.

Этот день в авиации. 22 марта

1979 - Катастрофа Ту-134 под Лиепаей — авиационная катастрофа, произошедшая с самолётом Ту-134А предприятия Аэрофлот, выполнявшем рейс Омск — Горький — Лиепая.В катастрофе погибли 4 из 5 членов экипажа, выжил лишь бортмеханик, который получил травмы.

Самолёт решением руководства Латвийского УГА был переоборудован в грузовой для перевозки комплектующих для передвижных радиостанций, которые выпускал лиепайский филиал рижского завода "Коммутатор". Бюллетень по переоборудованию Ту-134А в грузовой вариант на момент ЛП не существовал и был выпущен много позже. Ту-134 не имеет грузовой двери и погрузка в Омске производилась через переднюю пассажирскую дверь. Поэтому все легкие ящики оказались в хвосте, а тяжёлые спереди, ближе к двери. Взвешивание груза не проводилось, а центровочный график не был составлен. В результате общий вес груза составил около 8 т. Самолёт был перегружен на 752 кг, а центровка была больше предельно допустимой передней.
Заход на посадку в аэропорт Лиепаи выполнялся ночью. Время работы аэропорта было специально продлено для приема этого рейса. Экипажу был передан следующий прогноз: мокрый снег, горизонтальная видимость - 1020 м, вертикальная видимость - 100 м, что соответствовало минимуму КВС, но было ниже минимума аэродрома. Экипаж начал заход на посадку с прямой в автоматическом режиме. Пилотировал второй пилот. После выпуска закрылков самолёт перешёл на снижение и был сбалансирован в горизонтальном полёте только на высоте 310 м с приборной скоростью 265 км/ч.
Самолёт вошёл в глиссаду с запозданием и в неустановившемся режиме, с большой раскачкой по крену и тангажу. При пролёте ДПРМ на высоте 180 м экипаж перешёл на штурвальный режим и продолжил снижение в облаках. Самолёт в этот момент находился ниже и правее глисссады. После пролёта ВПР экипаж не ушёл на второй круг, а пытался установить визуальный контакт с землей, одновременно доворачивая самолёт влево на линию курса. Скорость снижения при этом возросла до 8 м/с. Запоздалый уход на второй круг был начат на высоте 60 м. Самолёт задел деревья в 1690 м от торца ВПП и в 155 м правее ее оси на высоте 10-12 м. Затем свернул влево, пересёк глиссаду и с левым креном 45º из-за повреждения элеронов врезался в железнодорожную насыпь высотой 2 м, разрушился и частично сгорел. Фактическая видимость составляла 900 м.
Непосредственной причиной катастрофы следственная комиссия назвала ошибку экипажа в пилотировании, который осуществлял посадку при фактической погоде ниже допустимого минимума. Также он снижался на высокой вертикальной скорости даже после прохода ВПР, пытаясь при этом увидеть землю, что исключило возможность безопасного ухода на второй круг. Помимо этого, по мнению комиссии, катастрофе способствовали неудовлетворительная загрузка самолёта в Омске, а также неудовлетворительное метеообеспечение аэропорта, так как в 00:55 синоптик не предупредил диспетчера об ухудшении погоды, а наблюдение с БПРМ не велось, что к тому же требовало повышения погодного минимума для аэропорта в полтора раза.

Этот день в авиации. 22 марта

1979 - Первый полёт Lockheed CP-140 Аврора. Это морской патрульный самолёт, эксплуатируемый ВВС Канады. Самолёт базируется на планере Lockheed P-3.

Этот день в авиации. 22 марта

1981 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью ракетой-носителем "Союз-У" был осуществлён запуск пилотируемого КК "Союз-39" (11Ф615А8 №55), по программе десятой экспедиции посещения на станцию "Салют-6", экипаж: Владимир Александрович Джанибеков и 1-й космонавт Монголии Жугдэрдэмидийн Гуррагча. Продолжительность полёта составила 7 суток 20 часов 42 минуты 03 секунды.

Этот день в авиации. 22 марта

1982 - Первый полёт Valmet PIK-23 Towmaster. Самолёт был полностью выполнен из армированного пластика, в отличие от большинства самолётов этого же класса. Он должен был использоваться как буксировщик планеров/мишеней, а также для первоначального обучения лётчиков. Несмотря на широкую рекламную кампанию, заказов на новый самолёт не нашлось - рынок буксировщиков был перенасыщен. Проект закрыли.

Этот день в авиации. 22 марта

1982 - С космодрома Cape Canaveral по программе STS-3 осуществлён запуск космического корабля "Columbia №3" с астронавтами Джеком Лусмой (Jack Lousma, 2-й полёт) и Гордоном Фуллертоном (Gordon Fullerton, 1-й полёт) на борту. Основной задачей полёта было испытание грузового манипулятора «Канадарм».  По причине непригодности для посадки основной полосы на авиабазе Эдвардс (Edwards Air Force Base) из-за проливных дождей посадка была перенесена на сутки и произведена на запасную полосу. Посадка 30 марта 1982 года на высохшее дно соляного озера на полигоне Уайт Сэндс (White Sands) в штате Нью-Мексико.

Этот день в авиации. 22 марта

1989 - Лётчик-испытатель Александр Васильевич Галуненко на самолёте Ан-225 «Мрия» в ходе полёта по замкнутому маршруту Киев – Ленинград – Киев (2100 км) без посадки в течение 3 ч 47 мин установил 109 мировых авиационных рекордов скорости и высоты полёта, достигнув высоты 12 410 м с грузом 156, 3 т. Взлётная масса машины – 508,2 т.

Этот день в авиации. 22 марта

1991 - Первый полёт ЛЛ Як-42Э с двигателем Д-236, Заслуженные лётчики-испытатели СССР Олег Андреевич Булыгин и Юрий Иванович Митиков.

Этот день в авиации. 22 марта
1991
 - В воздух поднялся новый летательный аппарат необычной схемы, получивший название "Понд Рэйсер". Его пилотировал известный американский лётчик Дик Рутан, прославившийся в 1986 году в ходе беспосадочного перелёта вокруг земного шара на самолёте "Вояджер". История создания "Понд Рэйсера" началась в конце 80-х годов, когда американский миллионер Роберт Понд организовал общество, целью которого стало создание самолёта, предназначенного для побития мирового рекорда скорости. Главным разработчиком новой машины стал брат Дика - Берт Рутан - создатель целого ряда самолётов оригинальных схем, в том числе и вышеупомянутого "Вояджера".

Самолёт был выполнен по двухбалочной схеме с небольшим центральным фюзеляжем, в котором располагалась кабина пилота. В боковых балках были установлены высокооборотные двигатели VG-30 мощностью по 1000 л.с, приводящие во вращение четырёхлопастные воздушные винты. Самолёт был полностью выполнен из композиционных материалов и отличался малой массой, которая на взлёте составляла всего 1880 кг. В итоге Рутану удалось получить значение удельной мощности силовой установки равное 1,07 л.с./кг, в то время как у гоночных "Мустангов" и "Росомах" оно едва достигало 1 л.с./кг. По предварительным расчётам самолёт должен был достичь скорости порядка 900 км/ч! Уже в ходе испытаний "Понд Рэйсер" выходил на 860 км/ч. Впрочем, кроме устных заявлений пилотов это ничем более не подтверждалось. Возможно, такая скорость была достигнута на пикировании. Самолёт потерпел катастрофу в 1993 году при попытке установить новый абсолютный рекорд скорости. Погиб пилот Рик Брикерт.

Этот день в авиации. 22 марта

1992 - Катастрофа самолёта Ан-30. Экипаж выполнял коммерческий полёт по перевозке груза из Анадыря в Баку. На 63мин полёта днём в ПМУ на эшелоне 5400м в условиях видимости естественного горизонта при включенном автопилоте началась прогрессирующая раскачка самолёта по всем трем каналам с возникновением больших углов скольжения и значительных знакопеременных вертикальной и боковой перегрузок. Устойчивая регистрация параметров полёта на МСРП–12–96 прекратилась через 19 с после возникновения этой ситуации. В дальнейшем самолёт перешёл на снижение с разгоном скорости при вертикальной перегрузке 2g и более. На высоте около 2000м при перегрузке, превышавшей 4g, на скорости более 670км/ч началось разрушение конструкции самолёта. Он упал на лед реки в 53км восточнее Нижнеянска, Якутия, полностью разрушился и частично сгорел. 10 человек погибло. 

Выводы комиссии, расследовавшей АП:Выход на нерасчётные режимы по скоростному напору и перегрузкам вследствие раскачки самолёта в боковом, а затем в продольном каналах, с последующим переходом в глубокую нисходящую спираль произошёл по причине наличия рассогласования между фактическим курсом полёта и курсом, заданным на работающем автомате разворота, в момент необоснованного переключения пилотами управления АП на штурмана, что вызвало «рывок» руля направления и элеронов при штатной отработке автопилотом указанного рассогласования.Чрезмерно энергичное вмешательство пилотов в активное управление самолётом до отключения автопилота с созданием значительных усилий в органах управления привело после отключения автопилота к проваливанию рулей в сторону дальнейшего их отклонения и выходу самолёта на большие углы скольжения с боковой перегрузкой до 0,43 g. При попытках устранить раскачку возникли фазовые запаздывания в управлении из-за отсутствия фиксации пилотов на рабочих местах привязными ремнями при воздействии на экипаж значительных знакопеременных угловых ускорений, перегрузок и потребных усилий управления.Также способствовало раскачке изменение аэродинамических свойств самолёта при наличии скольжения из-за неудовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости, отмеченных ещё на этапе лётных испытаний самолёта и заключающихся в отсутствии градиента усилий на педалях при отклонении руля направления на углы больше 10°. Из-за большого скольжения появились значительные искажения в показаниях пилотажных приборов, которые провоцировали экипаж устранить существующие эволюции самолёта в продольном канале, что также способствовало раскачке. В РЛЭ отсутствовали предупреждения об изменении характеристик самолёта и искажениях в показаниях приборов при скольжении, а также указания по действиям экипажа в этих условиях...

Этот день в авиации. 22 марта

1995 - Установлен мировой рекорд продолжительности пребывания человека в невесомости - 438 суток, Валерий Владимирович Поляков.

С 8 января 1994 по 22 марта 1995 совершил второй космический полёт в качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 437 суток 18 часов. Это является абсолютным рекордом продолжительности работы в космосе за один полёт.

1996 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-76 запущен космический корабль "Atlantis №16" с космонавтами Кевином Чилтоном (Kevin Chilton, 3-й полёт), Майклом Клиффордом (Michael Clifford, 3-й полёт), Рональдом Сега (Ronald Sega, 2-й полёт), Ричардом Сиафоссом (Richard Searfoss, 2-й полёт), Линдой Годвин (Linda Godwin, 3-й полёт) и Шэннон Люсид (Shannon Lucid, 5-й полёт) на борту. Шаттл доставил на околоземную орбитальную станцию "Мир" женщину-астронавта Ш.Люсид (S.Lucid) (США) для длительного полёта на борту станции. Третий полёт по программе "Мир-NASA" - стыковки шаттла с ОК "Мир" 24 марта. Возвращение на землю 31 марта 1996 года.

Нет описания фото.
2002
 - Американский лёгкий автожир Carter Copter побил достижение вертолёта Lockheed Cheyenne. Была достигнута скорость Мю=0.87. Число Мю - это отношение скорости горизонтального полёта к скорости законцовки лопасти несущего винта относительно воздуха. На висении Мю равно нулю, но с началом поступательного движения это число увеличивается. Carter Copter - это автожир с прыжковым взлётом, разработанный Carter Aviation Technologies, способный в полёте замедлять вращение несущего винта, передавая на больших скоростях функции создания подъёмной силы крылу. Такая схема позволяет взлетать и садиться на любых ограниченных и неподготовленных площадках, а затем покрывать с приличной скоростью приличные расстояния. Первый же полёт CarterCopter состоялся в 1998 году.

Этот день в авиации. 22 марта

2003 - Американский стратегический разведывательный самолёт U-2 был обнаружен и сопровождался над территорией Грузии вдоль российской воздушной границы, на удалении 20-30 км от неё.

2010 - В небе над пустыней Мохаве (штат Калифорния) успешно проведено первое испытание корабля "Enterprise", предназначенного для совершения суборбитальных полётов...

Картина дня

наверх