На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Этот день в авиации. 21 июля

Этот день в авиации. 21 июля

Этот день в авиации. 21 июля

1914 - Роллан Гарро продемонстрировал новый аэроплан фирмы Morane-Saulnier самолет Morane-Saulnier Type N с мотором "Рон" в 60 л. с.. Это был знакомый тип Н, но с многогранным фюзеляжем, состоящим из реек с полотняной обшивкой, получившим название "монокок". (Впоследствии этот термин приобрел другое значение). На самолете появился киль с рулем поворота, а на винт надевался большой кок. Все это придавало самолету хорошо обтекаемую каплевидную форму. Это дало заметный прирост скорости. Но самолет стал более строгим в управлении и не обрел популярности у пилотов. Построено всего 49 экземпляров в период с мая 1915 по июнь 1916 года. Самолет Type N был так же известен во Франции как Morane Monocoque, а в Британии как Morane Bullet. Мораны пользовались большой популярностью в России. Наиболее яркими эпизодами боевой работы "Моранов" в России были подвиги П.Н.Нестерова и А.А.Казакова, неоднократно описанные в различных источниках. Интересно, что не получивший широкого распространения во Франции "Моран - монокок" стал одним из наиболее известных в 1916 году истребителей в России. Произошло это во многом благодаря тому, что на этих машинах (у нас их называли "Мормон") воевала самая результативная на русско-германском фронте первая боевая авиагруппа Казакова. Всего в нашу страну поступило 11 "Мормонов".

Этот день в авиации. 21 июля

1919 - Энтони Фоккер основывает Dutch Aircraft Company в Schipol, недалеко от Амстердама.

Этот день в авиации. 21 июля

1929 - Беспосадочный перелет Москва-Севастополь на самолете Р-5 Я.И. Алксниса В.О. Писаренко (1276 км за 5 часов 30 минут)

Этот день в авиации. 21 июля
1932
 - Первый полет самолета Handley Page H.P.43 (J9833). По спецификации C16/28 на транспортный самолет с возможностями бомбардировщика был разработан трехдвигательный самолет Handley Page H.P.43. Последний представлял собой проект близкий к пассажирскому самолету H.P.42. Главными отличиями нового самолета стала конструкция крыла и силовая установка, состоящая из трех двигателей Bristol Pegasus. H.P.43 мог перевозить до 30 солдат в полной экипировке или до двенадцати 113 кг бомб на внешней подвеске . Прототип самолета не имел оборонительного вооружения, а на серийный самолет планировалось установить один 7.7-мм пулемет Lewis в носовую открытую кабину, а второй такой же в верхней части фюзеляжа на турели Scraff. Несмотря на приличные летные характеристики заказов на самолет не поступило. В последствии фюзеляж самолета использовался при создании транспортного самолета H.P.51 ставшего прародителем бомбардировщика Harrow. 

Этот день в авиации. 21 июля
1933
 - Состоялся первый полет бельгийского самолета R-34. R-34 - учебно-тренировочный самолет, спроектированный бельгийским конструктором Альфредом Ренаром. Самолет строился по заказу ВВС Бельгии, нуждавшихся в самолете первоначальной подготовки летчиков истребительной авиации. В октябре 1934 года самолет принял участие в сравнительных испытаниях ВВС Бельгии. Помимо R-34 в них участвовали французский УТС LACA BT-7, советский СВ-5 и английский Avro 625, который и был принят на вооружение. Однако несколько самолетов R-34 были все закуплены для Летной школы в Брюсселе. На них были установлены новые двигатели Armstrong Siddeley Lynx мощностью 260 л.с. Самолеты использовались до 1939 года.

Этот день в авиации. 21 июля

1938 - Первый трансатлантический перелет составного летательного аппарата - летающей лодки Short S.21 Maia с установленным сверху на фюзеляже гидросамолетом Short S.20 Mercury (Великобритания). Перелет осуществлен из устья Шеннона, западное побережье Ирландии, до Бушервиля, недалеко от Монреаля. После отделения от большой лодки Mercury пролетел 2990 миль (4 714,4 км).

Этот день в авиации. 21 июля

1940 - Мировой рекорд ночного высотного парашютного прыжка с высоты 13025 м, парашютист Василий Харахонов

Этот день в авиации. 21 июля
1940
 (по 1 августа) - Перелет по маршруту Эссендон-Сидней-Брисбен-Дарвин-Перт-Эссендон на самолете Q.6 «Персиваль», во время которого не случилось ни одной серьёзной поломки, а самолёт показал среднюю скорость 241 км/ч. Позднее он использовался на авиалинии Эссендон-Гамильтон, пока его не продали частному лицу. Карьера самолёта трагически оборвалась 26 августа 1947 года, когда Q.6 с двумя пассажирами на борту разбился при перелете из Сиднея в Джилонг. 

Этот день в авиации. 21 июля
1941 - Начало массированных налетов немецкой авиации на Москву, при отражении первого налета примерно из 200 самолетов сбито 22
Этот день в авиации. 21 июля

1941 - Первый полет истребителя Н.Н.Поликарпова И-185 с двигателем М-82, летчик-испытатель П.Е.Логинов

4

1943 - Первый полет перехватчика Curtiss ХР-62, когда серийно уже выпускались многоцелевые истребители P-47D и тяжелые истребители P-38. На испытаниях ХР-62 (41-35817) показал чуть большую скорость, но по остальным параметрам он был практически равноценен им. Полеты на нем продолжались до середины 1944 года, когда ВВС распорядились прекратить все работы по этому перехватчику. В итоге ХР-62 остался в единственном экземпляре, который был в скором времени разобран на металл.

Этот день в авиации. 21 июля

1944 - Состоялся первый полет истребителя И-225 (5А) конструкции ОКБ А.И.Микояна, А.П.Якимов

Этот день в авиации. 21 июля

1946 - Первый полет учебно-тренировочного бомбардировщикаОКБ П.О.Сухого, экипаж Н.Д.Фиксона

Этот день в авиации. 21 июля
1947
 - Первый полёт чешского четырёхместного самолёта Ae-45 Kocsag. Ae-45 Kocsag - легкий многоцелевой самолет, разработанный чехословацкой фирмой Aero. Первой послевоенной разработкой фирмы Aero считается двухмоторный спортивный и рейсовый самолёт Ае-45, надёжный цельнометаллический низкоплан. Разработка самолёта Aero 45 началась сразу же после освобождения страны и велась конструкторами Мирославом Байтлером (Miroslav Baitler), Иржи Боузеком (Jiri Bouzek), Ондржеем Немецем (Ondrej Nemec) и Франтишеком Виком (Frantisek Vik) на тогдашней фирме "Aero" в Праге-Высочане. Проект четырёхместного самолёта, который главным образом предполагалось использовать в качестве воздушного такси, возник в 1946 году. Конструкция имеет сходство с немецким Siebel Si 204, который, среди других немецких самолетов, таких как Messerschmitt Bf 109, произвеодился в Чехословакии во время немецкой оккупации. К 1951 году фирма "Aero" выпустила 200 самолётов этого типа, из которых большая часть была отправлена на экспорт, в частности, в ГДР, Венгрию, Швейцарию и Италию. Советский Союз закупил большое количество самолётов Aero 45. Затем, там же начался серийный выпуск. Совсем недолго ВВС ЧССР использовали самолёты Aero 45 под обозначением К-75 для военных целей.

Этот день в авиации. 21 июля

1958 - Вступает в строй первый из четырёх самых больших в мире дирижаблей ZPG 3-W фирмы Goodyear, заказанных ВМС США. Длина дирижабля составляет 122,9 м, объем - 42937 м3.

Этот день в авиации. 21 июля1959 - Ан-10 из состава 86-го отряда (экипаж Макарова) совершил первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Киев-Москва. На следующий день он вылетел из Москвы и через 2 ч 15 мин приземлился в Симферополе, доставив 75 пассажиров.

tu95rc-2.jpg
1959
 - Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании для ВМФ самолета Ту-95РЦ. ОКБ-156 поручалось за два года спроектировать опытный дальний разведывательный самолет Ту-95РЦ с аппаратурой обеспечивающей вскрытие обстановки над морем и обеспечение целеуказания для применения ракетного оружия кораблями флота.

Этот день в авиации. 21 июля

1960 - Катастрофа Ил-12 Аэрофлота в Минске. Произошла в ночь на 21 июля 1960 года в Минском аэропорту. Погибли 8 человек.

Самолёт выполнял пассажирский рейс из Ленинграда во Львов, с промежуточными посадками в Вильнюсе и Минске. На борту находились 24 пассажира, в том числе один ребёнок. В Минске в это время стояла тихая малооблочная погода, видимость достигала 10 километров.
Уже 21 июля в 00:32 экипаж начал взлёт с грунтовой полосы. Сама полоса после дождя была ещё размокшей и на ней имелись лужи. Ил-12 пробежал 650 метров после чего на малой скорости с высоко поднятым носом кратковременно оторвался от полосы. Однако за тем лайнер 4 раза кратковременно касался земли, после чего в 750 метрах от начала разгона наконец поднялся в воздух. Однако при этом самолёт вошёл в левый крен, после чего медленно набирая высоту начал уклоняться влево в сторону автобазы.
Пролетая над автобазой на высоте 7 метров, Ил-12 зацепился за провода освещения, после чего сбил находящийся на крыше здания прожектор. После этого центропланом авиалайнер врезался в столб и оборвал высоковольтные провода. Теряя скорость, самолёт начал врезаться в грузовые автомобили, забор и станки. Правую плоскость оторвало, после чего Ил-12 пробил забор и рухнул в расположенный за ним котлован трёхметровой глубины.
Передняя часть фюзеляжа при этом была полностью разрушена, а хвостовую оторвало. Возникшие пожары были быстро ликвидированы.На борту погиб весь экипаж и 3 пассажира, то есть 7 человек. 8-й жертвой стал один из шофёров аэропорта, который при попытке оказать помощь наступил на оборванный при катастрофе провод высокого напряжения, который в тот момент ещё находился под питанием.

Этот день в авиации. 21 июля

1961 - В США с космодрома на мысе Канаверал с помощью ракеты-носителя "Редстоун" (Redstone) был осуществлен второй пилотируемый полет американского КК "Меркурий" (Mercury) по суборбитальной траектории. КК "Меркурий" №7 имел собственное имя Liberty Bell 7 (Колокол свободы-7). На борту "Меркурия" находился астронавт В.А.Гриссом (Grissom). Достигнута высота 190 км, скорость 2315 м/с. Через 15 мин 37 сек КК приводнился в 486.2 км от места старта и затонул, астронавт успел спастись. Единственный случай в истории космических полетов, чтобы КК затонул после возвращения на Землю. В 1999 году ее достали с 5 км глубины. Второй (и последний) суборбитальный полёт по программе «Меркурий-Редстоун».

Этот день в авиации. 21 июля
1962
 - Первый полет польского самолета MD-12F. Его экипаж состоял из семи человек, он имел четыре камеры и отсек в задней части кабины. MD-12F - самолет аэрофотосъемок, построенный польской фирмой PZL Mielec. Одним из первых послевоенных проектов фирмы PZL Mielec был легкий транспортный самолет малой дальности РZL MD-12. Первый из нескольких опытных экземпляров поднялся в воздух в августе 1959 года. Он являлся свободнонесущим низкопланом цельнометаллической конструкции, имел убирающееся трехопорное шасси и был оснащен четырьмя звездообразными двигателями Narkiewicz WN-3, установленными в гондолах на крыле. Самолет имел экипаж из двух человек, находившийся в разделенной кабине, а основной салон должен был вмещать 20 пассажиров или (с убранными легкосъемными сиденьями) до 1900 кг груза. MD-12 не пошел далее стадии опытного образца. На его базе был создан вариант для аэрофотосъемки, получивший обозначение MD-12F. Он выпускался в небольшой серии.

Этот день в авиации. 21 июля
1962
 - Запуск египетской баллистической ракеты Al Kaher-1. Разработка первого египетского проекта баллистической ракеты велась под руководством Вольфганга Пильца, Пауля Герке и Вольфганга Кляйнвехтера. В качестве основы для разработки был взят проект A-4, также известный под названием «Фау-2». В начале 1962 года немецкие специалисты покинули проект, из-за чего египетским инженерам пришлось проводить все оставшиеся работы без помощи опытных коллег. Несмотря на возникшие сложности, испытания ракеты Al Kaher-1 стартовали в середине 62-го года. По имеющимся данным, к концу 1962 года руководство страны решило запустить Al Kaher-1 в серийное производство. Предполагалось изготовить и направить в войска не менее 300-400 ракет, целью которых должны были стать израильские города и скопления войск.
Подробные сведения об эксплуатации и применении ракет Al Kaher-1 отсутствуют. В некоторых источниках упоминается, что эти ракеты были развернуты и предназначались для атаки Израиля. Однако информация о боевом применении ракет против израильских войск отсутствует. Вероятно, изделия Al Kaher-1 не применялись или же использовались без заметных успехов. Некоторое количество ракет Al Kaher-1 оставалось на складах на территории Синайского полуострова до начала Шестидневной войны. Все остававшиеся запасы этого оружия вместе с пусковыми установками и складами были уничтожены авиацией Израиля.

Этот день в авиации. 21 июля

1965 - На вооружение принята МБР Р-9 ОКБ С.П.Королева, дальность свыше 10000 км

1966 - На Базе ВВС США «Эдвардс» (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 46-й испытательный полет ракетного самолета «Х-15» № 2. Аппарат пилотировал летчик Уильям Найт (William Knight). Достигнута высота 58610 м при скорости 5741 км/ч.

Этот день в авиации. 21 июля

1966 - Первый полёт Ту-134 с двигателями Д-30 (бортовой СССР - 65602). Первые три Ту-134 завод №135 выпустил с двигателями Д-20П-125.

Этот день в авиации. 21 июля

1967 - Первый полёт поисково-спасательного Ка-25ПС

Этот день в авиации. 21 июля
1967 - Принята на вооружение МБР Р-36 (8К67) ОКБ М.К.Янгеля, дальность 15200 км
 
Этот день в авиации. 21 июля

1967 - Принята на вооружении МБР УР-100 (8К84) ОКБ В.Н.Челомея, дальность 10600 км

 
Этот день в авиации. 21 июля

1973 - Запуск РН "Протон " АМС "Марс-4"

1978 - Четыре транспортных CH-47 Chinook (Шахская армия Ирана) вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном.

Они были перехвачены истребителем МиГ-23 (лётчик Валерий Шкиндер, 152 иап ПВО, аэродром Ак-Тепе), сбившим один вертолёт из пушки (8 членов экипажа погибли) и повредившим другой вертолёт огнём из авиапушки. Повреждённый CH-47 совершил вынужденную посадку на территории СССР. Впоследствии машина и члены экипажа были возвращены в Иран. Но два головных вертолёта успели уйти через горный проход в Иран.

1989 - Президент США Дж.Буш-отец объявил программу о необходимости завершении строительства орбитальной станции "Freedom", строительства обитаемой базы на Луне и посылку пилотируемой экспедиции на Марс до 2019 года. Программа стоимость, которой оценивалась в 396 млрд. $, не была реализована, из-за отказа Конгресса США выделить деньги.

Этот день в авиации. 21 июля

1992 - Летчик-испытатель Ф.И.Григорьев совершил первый полет серийного самолета Су-27М (Т10М-9). Самолет Су-27М, известный ныне под обозначением Су-35, представляет собой модернизированный многоцелевой вариант истребителя-перехватчика Су-27. Модернизация самолета Су-27 столь глубокая и многосторонняя, что в итоге появился новый истребитель и новый авиационный комплекс - по устройству, оснащению, функциям и возможностям.
Главный конструктор разработки Н.Ф.Никитин; самолет изготавливается на авиационном заводе КнААПО (г.Комсомольск-на-Амуре).

Этот день в авиации. 21 июля

1998 - Англичанин Брайан Мильтон за рекордно короткий срок для лёгких самолётов (120 дней) совершил кругосветное путешествие на Dalgety Flyer. При этом из-за проволочек с российскими властями он потерял 27 дней.

1998 - В госпитале города Monterey (штат Калифорния, США) в возрасте 74 лет скончался Alan Bartlett SHEPARD, Jr. - первый американец, совершивший полет в космос.

Этот день в авиации. 21 июля
2000
 - Катастрофа вертолёта Ми-8, аэродром Левашово под Петербургом.
Экипаж принимал участие в учениях военных спасателей. Ми-8 (б/н 34, командир экипажа - майор Хлюнкин) принадлежал 38-у отдельному полку Шестой воздушной армии ВВС и ПВО. Он потерпел катастрофу на четвертой минуте после взлета и рухнул на взлетно-посадочную полосу аэродрома с высоты 150 метров. Находившиеся на его борту трое членов экипажа и 16 парашютистов погибли. При падении вертолет взорвался и загорелся. Вывод комиссии минобороны: "К аварии Ми-8Т привела ошибка летчика в пилотировании вертолета с предельным весом на малых приборных скоростях и предельно малой высоте, которая привела к попаданию машины в режим самовращения с последующим столкновением ее с землей". 

Этот день в авиации. 21 июля

2004 - Завершился кругостветный перелет легкого вертолета MD-500Е, 37250 км за 17 дней 14 ч 1 мин, С.Олифант-Хоуп, Англия. Рекордный по времени перелет в одиночку.

Этот день в авиации. 21 июля

2008 - В 50 км к северо-западу от о.Гуам (недалеко от базы ВВС США) стратегический бомбардировщик B-52H рухнул в океан. Из шести членов экипажа спаслись минимум двое.

Картина дня

наверх