1912 - Была продемонстрирована германским военным разработка пулемёта, стреляющего по полёту самолёта, причём пулемёт был смонтирован на биплане с толкающим двигателем Flugmaschine Nr. 33 "Gelber Hund" ("Желтая собака"). Инженер фирмы "Euler-Werke" August Euler в 1912 году получил патент на конструкцию пулемёта, стреляющего по полёту самолёта. В 1915 году на фирме был разработан одноместный истребитель с таким же названием. В носу был смонтирован 7.92-мм пулемёт Maxim MG 08/15. На самолёте был установлен двигатель Mercedes D II мощностью 120 л.с. Но "Gelber Hund" не был запущен в серийное производство и никакой документации на него не сохранилось.
1913 - Первый полёт биплана "Гранд" И.И.Сикорского, экипаж И.И.Сикорского. После пробных взлётов, первых кругов над аэродромом, показавших, что "Гранд вполне способен к полёту даже с двумя моторами, Сикорский перешёл к совершению ряда полётов в окрестностях Петербурга и над городом. 9 мая он завяз в болоте, причём поломалась одна из лыж шасси, и не мог подняться. 10 мая полёт вышел очень удачным, аппарат легко отделился от земли.Он поднялся с Корпусного аэродрома и, на высоте около 400 м, направился к Гребному порту, оттуда к Исаакиевскому собору, затем пролетел над всем Невским проспектом, свернул у Знаменской площади, пролетел над Семеновским плацем, Царскосельским вокзалом и возвратился на Корпусной аэродром, где плавно опустился почти на том же месте, с которого поднялся. Весь полёт продолжался полчаса. На борту, кроме Сикорского, Янковского и Панасюка, находились также лётчики Алехнович, Раевский и Миллер.Первый гигантский аэроплан прозвали «Грандом». С этим Сикорский смириться не мог. Он был человеком славянофильских воззрений и не терпел «иностранщины». По его настоянию самолёт переименовали в «Большой», просто переведя «неместное» название на русский. Конструктор дотошно объяснял репортерам, как именно называется самолёт, а чтобы читатель не запутался, газеты именовали его так: «Большой» (бывший «Гранд»). Были в ходу также названия, связанные с построившим самолёт заводом: «Гранд Балтийский» и «Большой Балтийский». Впоследствии Сикорский придумал своей машине ещё одно имя – «Русский витязь».
1918 - Первый полёт французского истребителя GL.I (Gourdou Leseurre GLa), на аэродроме Villacoublay. Оказалось что машина перетяжелена, поэтому испытания проводились с одним (вместо двух) 7.7-мм пулемётом Виккерс и половинным запасом топлива. Ожидавшийся заказ на 100 серийных самолётов был отменен, так как к тому же ещё требовалось усовершенствовать и усилить конструкцию крыла и подкосов. Решив этим не заниматься, конструкторы принялись за разработку GL-2 или Type В.
1923 - Создана первая авиакомпания в Закавказье - АО "Закавиа".
1926 - Норвежско-американо-итальянская экспедиция в составе 16 человек под руководством Р.Амундсена, Л.Элсуорта, У.Нобиле на дирижабле «Норвегия» начала первый в истории трансарктический перелёт. 12 мая экипаж достиг Северного полюса. Всеь перелёт до Аляски протяжённостью 5400 км пройден за 72 часа.
1929 - Впервые взлетел американский экспериментальный самолёт Avion Model 1 Flying Wing. Самолёт был спроектирован под четырёхцилиндровый 90-сильный двигатель "Менаско А-4", соединенный длинным валом с двухлопастным металлическим толкающим винтом. Открытая кабина пилота находилась слева от плоскости симметрии самолёта. В ходе лётных испытаний, в которых участвовали лётчики Эдди Белланд, совершивший первый полёт, и Джон Мейерс, в конструкцию самолёта вносились изменения. Так, толкающий винт был заменён на тянущий, экипаж увеличен до двух человек, а вместо А-4 установлен 95-сильный двигатель "Керрис". По отзывам лётчиков, самолёт был устойчив и легко управляем. Flying Wing, не имевший коммерческого успеха, серийно не выпускался.
1930 - Родился Лев Иванович Волков — российский учёный в области ракетных комплексов, член-корреспондент Российской академии наук (1991), лауреат Государственной премии СССР (1990), генерал-лейтенант (1984).Доктор технических наук (1969), профессор (1972), член-корреспондент Российской академии наук (1991).Лев Иванович — автор более 400 научных трудов, в том числе 14 монографий и 25 учебников. Создатель научной школы, насчитывающей более 50 докторов и кандидатов наук. Впервые в РВСН на его кафедре на базе вычислительного пункта, соединенного кабелем с ВЦ, был создан макет автоматизированной системы управления эксплуатацией ракетного вооружения по схеме центр — армия — дивизия — ракетная база.В начале 1990-х гг. председатель Межведомственной комиссии по испытаниям комплекса активной защиты «Мозырь-М2». Руководитель и участник разработки ракетных комплексов РВСН.Умер 26 июня 2007 в Москве; похоронен на Троекуровском кладбище...
1932 - Впервые поднялся в воздух поплавковый разведчик GL-820HY, с двигателем Hispano-Suisa 9Ab (730 л.с.), но он не показал значительных преимуществ перед серийными вариантами и не был принят к серийному производству. Дорабатывать конструкцию GL-820 не было большого смысла, так как она полностью исчерпала свой ресурс.
1936 - Лётчик-испытатель Александр Петрович Чернавский совершил на автожире А-12 первые пробежки с подлётами, при которых была обнаружена неустойчивость машины в воздухе из-за наличия больших люфтов в головке ротора. Проведением ряда мер, в том числе установкой пружин, существенно уменьшили люфты, и 27 мая Чернавский смог выполнить первый полёт продолжительностью 10 минут.
Построенный в апреле 1936 г. одноместный экспериментальный ЦАГИ А-12 отличался самой передовой для своего времени конструкцией и напоминал внешне истребитель И-15, у которого бипланную коробку крыльев заменили на ротор. В носу фюзеляжа стоял закрытый капотом НАКА Райт "Циклон" большой мощности - 650 л.с. Он приводил в действие двухлопастной воздушный винт изменяемого шага. Хорошо обтекаемый фюзеляж был сделан ферменным и цельнометаллическим. Полотняной оставалась только обшивка его средней и хвостовой частей.
1937 - Лётчик Эвальд Рольф на первом из двух построенных прототипов FW61 немецкого вертолёта Fa.223 Drache, с бортовым номером D-EBVU, успешно выполнил первую посадку на авторотации.
1938 - Вышло Постановление правительства о разработке в КБ-29 под руководством Чижевского высотного самолёта БОК-15. Новая машина должна была удивить мир, показать в очередной раз, что СССР - великая авиационная держава. (К этому времени Бюро особых конструкций переехало из Смоленска в подмосковные Подлипки и вошло в состав КБ-29, сохранив прежнее обозначение своих изделий.).
1939 - Первые полеты, включая взлёт и посадку, "телемеханических" (радиоуправляемых) самолётов - У-2 и ТБ-1.
1940 - Проведены войсковые испытания в 135-м бомбардировочном авиационном полку первых 16 машин ББ-1.
1940 - Завершены испытания противотанкового ударного ПБ-100 (Пе-2), созданного Владимиром Михайловичем Петляковым. 23 июня на Московском заводе № 22 запущен в серию и к концу года изготовлен первый самолёт. 1 мая 1941-го на воздушном параде над Красной площадью пролетел уже полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
1940 - Четыреста вооружённых немецких десантников высадились из сорока одного планера DFS 230 у бельгийского форта Эбен-Эмаель и захватили его. Позднее, уже на острове Крит, немецкие "коммандос" выпрыгивали из дверей планеров DFS 230, чтобы обеспечить посадку транспортных самолётов с тяжёлым вооружением. В этот день Германия силами 135 дивизий вторгается в Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Начало французской кампании вермахта, завершившейся разгромом французской армии и оккупацией значительной части Франции.
1940 - Cовершил свой пробный полёт первый прототип тяжёлого истребителя, пикировщика и разведчика Ar-240.
1941 - Заместитель Гитлера Рудольф Гесс, сам пилотируя «Мессершмитт-110», тайно вылетел из Аугсбурга и направился к имению лорда Гамильтона, где все было готово для встречи фашистского руководителя с симпатизировавшими Германии членами английского истеблишмента. В 22 часа 15 минут Гесс покинул самолёт и на парашюте приземлился в Шотландии, где сдался англичанам в плен.
1941 - На реактивном истребителе Мессершмитт Me.163 Комет впервые преодолён рубеж 1000 км/ч. Точная скорость самолёта составила 1003,9 км/ч. Рекорд продержался до 1947-го.
1942 - Прототип итальянского истребителя Re.2005 Sagittario (серийный № ММ494) был поднят в воздух лётчиком-испытателем Да Прато. В июне он прошёл цикл лётных испытаний на аэродроме испытательного центра Гвидония, а в августе - стрельбы из бортового оружия на полигоне в Фурбаре. В ходе испытаний достиг максимальной скорости горизонтального полёта 678 км/ч и 980 км/ч при пикировании. Позже лётчик- испытатель утверждал, что достиг 1100 км/ч, но это, скорее всего, из области "охотничьих рассказов". Тем более, что имеется и документальное подтверждение - автограф лётчика на снимке самолёта, с цифрами 980. К моменту капитуляции Италии были поставлены два прототипа и двадцать девять из 34 самолётов нулевой серии. В производстве находилось множество агрегатов и, фактически, была готова сборочная линия. После капитуляции немецкое командование захватило все доступные и исправные Re.2005 и потребовало продолжения производства. Предполагался монтаж комплектных германских силовых установок на итальянские фюзеляжи. Как уже упоминалось, второй прототип перелетел в область Плоешти, а самолёты с серийными номерами ММ096100-04 и ММ096106-11 были переданы в ПВО Берлина. Ещё перед капитуляцией, несколько Re.2005 получила 22 истребительная авиагруппа базировавшаяся в области Неаполь-Каподичино, имевшая задачу обороны города и окрестностей. Один из истребителей Re.2005 этого подразделения после принятия капитуляции попал к американцам, которые доставили его в США и интенсивно испытывали до 1946 года. По отзывам американских испытателей это был один из лучших неприятельских истребителей, которые им довелось испытать.
1943 - Первый полёт штурмовика Ил-8. Ил-8 тяжёлый штурмовик-бомбардировщик, разработанный опытно-конструкторским бюро Сергея Владимировича Ильюшина в 1943 году. Этот самолёт должен был стать усовершенствованной модификацией штурмовика Ил-2. Так, предполагалось, что самолёт будет иметь повышенную бомбовую нагрузку, улучшенные аэродинамические свойства и вооружение. Однако тяжёлый штурмовик Ил-8 так никогда и не был запущен в серийное производство.
1946 - Начало исследований в США верхних слоев атмосферы с помощью трофейных ракет А-4 (Фау-2).
1949 - С ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская область) осуществлён второй пуск ракеты Р-1А.
1950 - Впервые поднялся в воздух опытный образец самолёта D.H.114. Компания de Havilland спроектировала увеличенный вариант самолёта Dove под обозначением de Havilland D.H.114 Heron (цапля). Простота и надёжность были ключевыми свойствами нового самолёта, который обеспечивал размещение экипажа из двух человек и 14 пассажиров (в варианте компоновки без туалета он мог перевозить 17 пассажиров). Неубирающееся трёхколесное шасси упростило гидросистему, а отличные взлётно-посадочные характеристики были обеспечены хорошо спроектированным крылом в сочетании с применением винтов изменяемого шага двигателей Gipsy Queen 30.
1951 - Первый планёрный полёт экспериментального самолёта 346 с «матки» Ту-4; лётчик-испытатель Вольфганг Цизе.
1958 - Основан завод "Электроприбор", г.Алатырь. С 2004 г. - в составе холдинга "Аэроэлектромаш".
1959 - Состоялся первый полёт MD.415. MD.415 Communaute - лёгкий транспортный самолёт, разработанный французской фирмой Dassault Aviation. С началом войны в Алжире командование ВВС Франции опубликовало требование на многоцелевой транспортный самолёт, который возможно было бы использовать как лёгкий транспортный, связкой и для противопартизанских действий. В конце 1957 года конструкторское бюро Dassault разработало по этой спецификации два проекта самолёта, первый MD.410 был в первую очередь предназначен для противопартизанских действий, а второй - MD.415 для роли транспортного самолёта. Communaute мог перевозить до десяти пассажиров и имел довольно внушительное вооружение - две 30-мм пушки, а так же мог нести бомбы и неуправляемые ракеты.
1959 - Под г.Симферополем в Перевальном поставлен на боевое дежурство первый полк (командир И.А.Курилов) с ракетами Р-5М SS-3/Shyster. Во время учений в этот день полк провёл учебное развертывание БР Р-5М с ядерными боеголовками.
1961 - В 1930 году пионер авиации Луи Блерио создал Blеriot Trophy, который должен будет вручён авиатору, который пролетит со скоростью 2000 километров в час (1242,7 миль в час) в течение 30 минут. Для достижения этой цели понадобилось три десятилетия. В этот день экипаж бомбардировщика Стратегического авиационного командования ВВС США Convair B-58A-10-CF Hustler, в составе КВС Элмера Мерфи, штурмана майора Юджина Мозеса и оператора Дэвида Дикерсона, полетел 669,4 миль (1077,3 км) за 30 минут 45 секунд. Их средняя скорость составила 1302,07 миль в час (2095 километров в час).
1972 - Начинается воздушная наступательная операция США “LineBacker I”. Целями операции было оказание давления на северовьетнамское руководство, чтобы заставить его прекратить наступление, начатое 30 марта (Пасхальное наступление), также нарушить линии коммуникации и снабжения, по которым наступавшая армия получала боеприпасы, продовольствие и подкрепления. По американским данным, 10 мая авиация США потеряла 2 самолёта в воздушных боях и 2 сбитыми с земли, сообщая о сбитых 11 вьетнамских истребителей. По современным российским данным, опирающимся на вьетнамскую статистику, в этот день только вьетнамской авиацией было сбито 7 американских самолётов при потере 5 своих. С этого дня начались ежедневные авианалёты на Северный Вьетнам, целями которых становились железнодорожные мосты, военные аэродромы, нефтехранилища и другие ключевые объекты гражданской и военной инфраструктуры страны. Среди прочего, был уничтожен знаменитый мост «Пасть дракона», который успешно выдержал многочисленные бомбардировки во время операции «Rolling Thunder». Авиации США удалось, по мнению американских исследователей, нанести значительный ущерб ВВС Северного Вьетнама и завоевать превосходство в воздухе. Это частично подтверждается российскими источниками, отмечающими, что уже летом 1972 года воздушные бои утратили прежнюю интенсивность и стали носить эпизодический характер. Ущерб от бомбардировок и неудача Пасхального наступления помешала Северному Вьетнаму выиграть войну в 1972 году. Изменение позиций СССР и Китая, заинтересованных в скорейшем прекращении войны, заставили руководство Северного Вьетнама пойти на диалог с американской делегацией в Париже. Значительный прогресс на переговорах привёл к тому, что 23 октября операция «Linebacker I» была закончена. Через три дня глава американской делегации Генри Киссинджер заявил: «Мы уверены, что мир у нас в кармане». Бомбардировки Северного Вьетнама южнее 20-й параллели продолжались для нарушения линий снабжения, ведущих на юг.
1972 - Пилот л-т Р.Каннингэм и оператор л-т У.Дрискол на F-4J из 96-й эскадрильи 9-го палубного истребительного авиакрыла (авианосец "Констеллэйшн") сбили в одном бою три МиГ-17Ф. Пилот л-т Р.Каннингэм и оператор л-т У.Дрискол стали первыми асами вьетнамской войны. Вот как Каннингэм вспоминал один из эпизодов того боя: "Когда я отбомбился и уходил от цели, два МиГ-17 проскочили мимо самолёта Брайана (ведомый Каннингэма. - Авт.) в каких-нибудь 150 м. Я был метрам в 300 впереди Брайана, когда он передал: "Дьюк (позывной Каннингэма. - Авт.), пара МиГ-17 в позиции 7 часов!" Я выровнял самолёт, оглянулся и успел заметить, как "семнадцатый" зашёл мне в хвост и принялся стрелять трассерами. Я инстинктивно сделал манёвр навстречу ему, чтобы выйти из-под обстрела, но тут же подумал: "Два дня назад я сделал то же самое, и он вышел прямо на меня!" Тут я увидел, что МиГ очень быстро сближается со мной. На большой скорости у МиГ-17 ручка управления становится очень тугой; его пилот тащил ручку на себя изо всех сил, чтобы довернуть на меня, но сил у него не хватило, и он проскочил. Но его ведомый, который был метрах в 200 сзади, сделал бочку со скольжением и попытался достать меня снизу. Мой ведомый крикнул: "Дьюк, я разберусь с тем, который у тебя сзади!" Я пристроился к тому, который проскочил мимо меня, выпустил по нему "Сайдвиндер", и МиГ взорвался в воздухе. К тому времени он был метрах в 700 впереди, вот как разогнался!"
1972 - Первый полёт самолёта непосредственной поддержки наземных сил Фэрчайлд А-10А "Тандерболт" II, США. Машину пилотировал лётчик-испытатель Говард "Сэм" Нельсон.
1972 - Подписано Соглашение между АН СССР и Индийской организацией космических исследований о развитии сотрудничества в области космических исследований, предусматривающее запуск первого индийского ИСЗ с помощью советской РН.
1977 - Вертолёт ВВС Израиля Сикорский СН-53D «Стэллион» влетел в холм в Синае. В результате крушения 54 человека погибло.
1989 - На самолёте-демонстраторе F-15S/MTD (STOL/Maneuvering Technology Demonstrator - демонстраторе технологий короткого взлёта и посадки и манёвренности), построенному на базе первого предсерийного двухместного учебно-боевого истребителя F-15B (серийный №71-0290), было осуществлено первое изменение вектора тяги в полёте. На этой машине применили переднее горизонтальное оперение (ПГО), а также плоские сопла с управлением вектором тяги (УВТ) в вертикальной плоскости и реверсом.
1991 - Состоялся первый полёт опытного самолёта Canadair Regional Jet 100 (CRJ100). Canadair Regional Jet 100 (CRJ100) - среднемагистральный пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный канадской фирмой Canadair (теперь входит в состав Bombardier Aerospace). Представляет собой пассажирский вариант административного самолёта Canadair CL-600 Challengar 601. Отличается увеличенной на 6,09 м длиной фюзеляжа и большим размахом крыла. На концах крыла установлены вертикальные аэродинамические поверхности. Предварительные исследования проекта начались в ноябре 1987 года. Официально программа началась в конце марта 1989 года.
1995 - Образовано авиационное предприятие МЧС России.
1997 - Первый полёт первого серийного Ил-96Т Воронежского авиазавода.
2008 - Состоялся первый полёт дирижабля Au-37, разработанного и построенного для участия сборной России в Чемпионате мира и дальнейшего установления ряда мировых рекордов.
2009 - Вертолёт Bell 407 с четырьмя людьми на борту, выполняя полёт над окрестностями Байкала, потерпел крушение в 18 км от посёлка Листвянка в районе урочища Малышкино. Все находившиеся на борту погибли. На борту вертолёта находились: губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Михаил Штонда, сотрудник ВОХР Александр Шостак (телохранитель) и пилот Виктор Кунов. По свидетельству очевидцев, вертолёт летел слишком низко над землей и, задев деревья, взорвался в воздухе. Такой же вывод сделала комиссия МАК, заявив, что вертолёт задел дерево высотой до 25 м. Изначально в вертолёте должны были лететь 5 человек, однако второй пилот решил отказаться от полёта, так как он не был согласован с наземными службами. Тем не менее полёт был осуществлён, несмотря на то, что для управления данным типом ВС обязательно требуется два пилота. Существует предположение, что губернатор и его спутники летели на охоту. Поскольку в данное время года разрешена охота только на уток, предполагается, что губернатор мог использовать вертолёт для выслеживания медведей и последующей нелегальной охоты. Именно это объясняет то, что полёт не был согласован с наземными службами. Данную версию полностью опровергает Администрация Иркутской области. Тем не менее 14 мая на месте крушения были найдены 3 карабина предположительно марки «Тигр» и магазин патронов калибра 7,62 мм. Кроме того, 19 мая ряд СМИ сообщили о том, что в окрестностях места катастрофы найдена туша медведя, якобы подстреленная с вертолёта. Однако Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС опроверг эту информацию.
2012 - Первый полёт AgustaWestland AW169. Это двухмоторный 10-местный вертолёт весом 4,8 т, разработанный и изготовленный вертолётным подразделением Leonardo (ранее AgustaWestland, объединенным с Finmeccanica в 2016 году).
2012 - ВМС США успешно испытали новейшую ракету, предназначенную для оснащения европейской системы ПРО. Противоракета второго поколения Standard Missile - 3 (SM-3) Block 1B системы ПРО Aegis, запущенная с корабля ВМС США в районе Гавайских островов, поразила учебную баллистическую ракету ближнего радиуса действия. Учебная цель была запущена с ракетного полигона, расположенного на острове Кауаи (штат Гавайи). Это было первое испытание новейшей противоракеты и усовершенствованной системы Aegis BMD 4.0.1 морского базирования. Всего в рамках работ по программе ПРО Aegis было проведено 27 испытаний противоракет, 22 из которых были успешными.
Свежие комментарии