На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 18 октября

1885 - Поручик Александр Матвеевич Кованько со своим помощником подпоручиком Трофимовым совершил свой первый свободный полёт на воздушном шаре объёмом 1100 куб.м. Поднявшись в Петербурге в 1 час. 15 мин. дня, шар приземлился в 6 час. 15 мин. вечера в Никольской Слободке, недалеко от г. Новгорода. Полёт прошёл очень успешно и явился большим достижением зарождавшегося военного воздухоплавания в России.

Этот день в авиации. 18 октября

1909 - Родился Алексей Сергеевич Благовещенский — Герой Советского Союза (14 ноября 1938), генерал-лейтенант авиации (30.04.1943), лётчик-испытатель 1-го класса (1950).

В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота.
С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16.
С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.
С октября 1938 года по январь 1939 года — вновь на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и И-16.
В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.
С апреля 1940 года командовал 60-й истребительной авиационной бригадой, с августа того же года — командир 27-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). С января 1941 года — заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.
Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.
В 1945—1947 — начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (в городе Люберцы). В 1947—1949 — помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года — 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).
В 1949—1952 — начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС), с апреля 1952 года по июль 1959 года — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.
С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал в ОКБ А. Н. Туполева: заместителем начальника (1962—1965), начальником лётно-испытательной базы (1965—1975), заместителем главного конструктора (1975—1983), ведущим конструктором (1984—1985). Жил в посёлке Чкаловский (ныне — в черте города Щёлково) Московской области, затем — в Москве. Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 18 октября

1909 - Чарльз де Ламберт, первый ученик Уилбура Райта, облетел вокруг Эйфелевой башни в Париже.

Этот день в авиации. 18 октября

1909 - Родился Каманин Николай Петрович — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации (1967), один из семёрки первых Героев Советского Союза (1934)[1]. Участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» (1934). Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов (1961—1971). С августа 1971 года — в отставке. Жил в Москве. Умер 12 марта 1982 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище...

1925 - Сади Лекуант (Sadi Lecointe) выигрывает Кубок Бемонта (Beaumont Cup) со скоростью 194 миль в час (312 км/ч). Самолёт - Nieuport-Delage NiD.42S

Этот день в авиации. 18 октября

1929 - Первый полёт пассажирского К-5 Константина Алексеевича Калинина с М-15; лётчик-испытатель Михаил Артемьевич Снегирёв. К-5 стал первым советским пассажирским самолётом, который строился большой серией. Это был основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 машин этого типа.

1933 - Первый полёт Grumman F2F, первого одноместного самолёта Grumman с закрытой кабиной. Это  истребитель палубного и аэродромного базирования. Во время оценочных испытаний он показал максимальную скорость 369 км/час  на высоте 2560 м  и начальную скороподъёмность 939 м  в минуту. Однако выявились и недостатки. Так короткий толстый фюзеляж приводил к некоторой неустойчивости по курсу, и самолёт затягивало в штопор. После их устранения и внесения некоторых изменений - увеличения фонаря кабины, удлинения размаха верхнего крыла на 0,15 м  и замены первоначального капота плавной формы, разработанного НАСА (NASA), на другой, меньшего диаметра с блистерами сложной формы - 17 мая 1934 г. Флот США разместил серийный заказ на 54 истребителя F2F-1, первый из которых был поставлен 28 января 1935 г. Последняя машина была выведена из эксплуатации в ноябре 1943 г.

Этот день в авиации. 18 октября

1934 - 18-19 октября (Италия / Эритрея) М. Стоппани, К. Коррадо и А. Сураджон установили на гидросамолёте Кант Z-501 «Gabbiano» рекорд дальности полета 2 566,808 миль от Монфальконе, Италия, в Массауа, Эритрея, Африка.

Этот день в авиации. 18 октября

1936 - Первый полёт гоночного самолёта Hawks Miller HM-1 "Time Flies". 

На счету Фрэнка Хоукса, одного из самых известных лётчиков 1930-х годов, было 214 рекордов скорости. В 1936 году он обратился к главному конструктору компании Granville Brothers Хауэллу "Питу" Миллеру, известному по гоночным самолётам серии Gee Bee, с предложением о совместном проекте. Самолёт Хоукса и Миллера получил лаконичное обозначение HM-1.
HM-1 был одноместным низкопланом с убирающимся шасси. Каркас фюзеляжа выполнен из стальных труб и обшит фанерой. В угоду скорости кабина пилота максимально спрятана в фюзеляж. Двигатель Pratt & Whitney Twin Wasp позволял развить скорость до 604 км/ч.
К сожалению, в гонках HM-1 не участвовал. Весной 1937 года Хоукс совершил неудачную посадку, серьёзно повредив самолёт. Средств на восстановление у него не было и он продал все права и документацию HM-1 компании Tri-American Aviation, которая планировала переделать самолёт в штурмовик.
Этот день в авиации. 18 октября

1947 - На полигоне Капустин Яр был осуществлён первый в СССР пуск баллистической ракеты, собранной на основе узлов и агрегатов немецкой ракеты А-4. Он закончился успешно, ракета смогла подняться на высоту в 86 км., и достигла земной поверхности в 247 км. от места пуска. Этим пуском было положено начало целой серии лётных испытаний ракеты А-4. В октябре-ноябре того же года было проведено 11 запусков, 5 из которых были признаны полностью успешными. При расчётной дальности полёта в 250 км., ракеты достигали дальности в 260-275 км. при боковом отклонении до 5 км. К испытаниям первых собранных в СССР ракет А-4 привлекались, хотя и в ограниченном составе, специалисты из Германии. Причиной аварийных запусков были отказы систем управления, двигателей, негерметичность топливных магистралей, а также неудачные конструктивные решения.

Этот день в авиации. 18 октября

1951 - На Семипалатинском полигоне осуществлён первый воздушный ядерный взрыв на высоте 380 метров. Сброс ядерной бомбы РДС-3 мощностью 42 килотонны был произведён с бомбардировщика Ту-4А; военный лётчик,участник ВОВ гвардии майор Константин Исаакович Уржумцев.
1959 - После четырех неудачных попыток на командном пункте в Крыму (Симеиз) наконец были приняты переданные по радиолинии первые два снимка лунной поверхности, переданные станцией "Луна-3" . Всего со станции удалось получить 17 снимков, впервые показавших примерно 60% обратной стороны Луны. На втором витке вокруг Земли связь со станцией прекратилась. При помощи аппаратуры третьей лунной станции были выполнены исследования космической радиации, газовой компоненты межпланетного вещества, корпускулярного излучения Солнца, тяжёлых ядер и однозарядной компоненты космического излучения, микрометеоритных частиц. Таким образом, первая же попытка запуска станции этого типа удалась блестяще.
Этот день в авиации. 18 октября
1960 - Лётчик-испытатель Георгий Иванович Бурьянов с заводского аэродрома в Таганроге произвёл первый полёт противолодочного самолёта-амфибии Бе-12 "Чайка". Первый взлёт с воды осуществил в том же году лётчик-испытатель Пётр Петрович Бобро. Самолёт строился серийно в 1962 - 1974 годах. На нём установлено 42 мировых рекорда.
Этот день в авиации. 18 октября
1963
 - Потеря Ан-12 ВВС СССР. Двумя самолётами Ан-12 363 втап (Кривой Рог) ВТА ВВС ВС СССР осуществлялась переброска военнослужащих египетской армии из Каира (Египет) в Сану (Северный Йемен) с промежуточной посадкой в Асуане для дозаправки. Предположительно, что первый вылетевший самолёт получил боевое повреждение на маршруте полёта над территорией Египта близ города Асуан (речной порт на правом берегу реки Нил, ниже 1-го порога), разбился и сгорел при попытке совершить вынужденную посадку вне аэродрома ночью в условиях песчаной бури. Экипаж 6 чел и пассажиры 25 чел. офицеров египетской армии на борту все погибли.
Экипаж, следующего, как правило, на 30-ти минутном интервале, второго борта Ан-12 со специалистами ИАС полка (Кривой Рог), на маршруте получил информацию о боевом воздействии ИА противника, и, для срыва атаки на него применил противоистребительное и противоракетное маневрирование на больших курсовых углах, снизился на ПМВ и под прикрытием рельефа, вышел из под атаки истребителей, продолжил полёт, и, в дальнейшем, благополучно завершил перелёт и приземлился на базовом аэродроме Долгинцево (Кривой Рог).
Этот день в авиации. 18 октября
1963
 - Первый и единственный полёт кошки в космос. Французская кошка Фелисетт совершила суборбитальный полёт на борту ракеты Veronique AGI с космодрома Хаммагир в Алжире. В ходе полёта она пережила перегрузку в 9,5 раз большую, чем сила притяжения Земли. Кошка достигла высоты 157 километров. Бесстрашная путешественница пять минут находилась в невесомости. На сегодняшний день Фелисетт остается единственной кошкой, которая испытала это состояние. Менее чем через 15 минут после этого она благополучно вернулась на Землю.
Этот день в авиации. 18 октября
1966 - Первый полёт экспериментального экраноплана "Каспийский монстр" КМ-1; лётчик-испытатель Владимир Федорович Логинов и конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.
Когда он ещё находился в плавучем доке, Доктор (так сотрудники звали главного конструктора Алексеева) наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло. И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности: взяв полётный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нём: "Полёт в доке". Запустили все 10 двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40 % от номинальной, док с пришвартованным в нём экранопланом тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворенный, Алексеев приказал глушить двигатели. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления Ан-225 «Мрiя» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование, эксплуатация да и перспективы вызывали много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль (во время первого испытания о него даже разбили бутылку шампанского и на нём был поднят Военно-морской флаг).
Этот день в авиации. 18 октября

1967 - Впервые в мире плавный спуск в атмосфере Венеры, СА АМС "Венера-4".

Этот день в авиации. 18 октября
1979 - Первый полёт пассажирского МакДоннел Дуглас MD-80.
Этот день в авиации. 18 октября

1984 - Взлёт первого серийного B-1B Lancer, с/н 82-0001, сверхзвукового четырёхдвигательного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности, в Палмдейле, штат Калифорния. После 3 часов 20 минут, B-1B приземлился в авиабазе Эдвардс, где он продолжил программу лётных испытаний.

Этот день в авиации. 18 октября
1985 - Первый полёт в США экспериментального истребителя F-111 - с адаптивным/управляемым крылом. Адаптивное управляемое крыло - крыло самолёта, профиль которого принимает форму, близкую к оптимальной на каждом заданном режиме полёта. Конструкция такого крыла позволяет плавно (за счёт гибкой обшивки) отклонять носовую и хвостовую часть крыла, изменяя таким образом кривизну вдоль размаха в зависимости от высоты, скорости полёта и перегрузки).
Sts-34 crew.jpg
1989 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-34 осуществлен запуск космического корабля "Atlantis №5" с астронавтами Майклом Бэйкером (Michael Baker, 1-й полет), Франклином Чанг-Диасом (Franklin Chang-Diaz, 2-й полет), Шэннон Люсид (Shannon Lucid, 2-й полет), Дональдом Уильямсом (Donald Williams, 2-й полет) и Майклом МакКалли (Michael McCully, 1-й полет) на борту. В первый же день полета на межпланетную траекторию был выведен зонд "Galileo", предназначенный для исследования системы гиганта Солнечной системы Юпитера. Посадка корабля 23 октября 1989 года.
Этот день в авиации. 18 октября
1989 - В районе Каспийского моря потерпел катастрофу Ил-76МД ВВС СССР (76569), принадлежащий 37-му ВТАП 7-й ВТАД ВТА ВВС. Самолёт вылетел с аэродрома, расположенного в Азербайджане, с десантниками на борту. Вскоре экипаж доложил о пожаре двигателя №1. Командир предпринял попытку вернуться на аэродром вылета. Пожар распространился на крыло. Двигатель отделился, было частично разрушено крыло, самолёт потерял управление и упал в море в 500 метрах от берега. Погибли все находившиеся на борту - 9 членов экипажа и 48 военнослужащих ВДВ.
Причиной развала двигателя послужила его конструктивная недоработка - разрушение межвального подшипника.
Этот день в авиации. 18 октября
1992 - Самолёт IPTN/CASA CN-235-10 индонезийской авиакомпании Merpati Nusantara Airlines (PK-MNN) выполнял рейс по маршруту Семаранг – Бандунг (Индонезия). На борту находилось 27 пассажиров и 4 члена экипажа. При выполнении полёта по маршруту самолёт столкнулся со склоном действующего вулкана Папандаян. Все погибли.
STS-58-crew.jpg
1993 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-58 осуществлён запуск космического корабля "Columbia №15" с астронавтами Джоном Блэйхом (John Blaha, 4-й полёт), Уильямом МакАртуром (William McArthur, 1-й полёт), Ричардом Сиэрфоссом (Richard Searfoss, 1-й полёт), Мартином Феттманом (Martin Fettman, 1-й полёт), Шэннон Люсид (Shannon Lucid, 4-й полёт), Маргарет Седдон (Margaret Seddon, 3-й полёт) и Дэвидом Вольфом (David Wolf, 1-й полёт) на борту. Посадка корабля 1 ноября 1993 года.
Этот день в авиации. 18 октября
1997 - Состоялась "презентация" многоцелевого Су-47 (С-37) Беркут руководству ВВС России.
2002 - Boeing демонстрирует свой демонстратор стелс-технологии Bird of Prey, который провёл ряд полётов в период с 1996 по 1999 год. В качестве прикрытия самолёту было присвоено обозначение «YF-118G». 
Этот день в авиации. 18 октября

2003 - В России в 05:38:03 UTC (09:38:03 мск) с 5-й пусковой установки 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома Байконур стартовыми командами Росавиакосмоса при поддержке боевых расчётов Космических войск РФ осуществлён пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" (11А511У-ФГ) D15000-007 007, которая вывела в космос космический корабль "Союз ТМА-3" (Союз-ТМА № 213) с космонавтами на борту Александр Юрьевич Калери (командир, 4-й полёт), Фоул Колин Майкл (FOALE Colin Michael, США, 6-й полёт), Педро Дуке (DUQUE Pedro, Испания, 2-й полёт) . В графике строительства МКС полёт имеет обозначение ISS-7S, в материалах ESA - Cervantes. Стыковка с МКС с экипажем МКС-8 и астронавтом ЕКА на борту 20 октября. Посадка корабля 30 апреля 2004 года...

Картина дня

наверх