1875 - Родился Людвиг Прандтль(нем. Ludwig Prandtl) — немецкий механик и физик. Внёс существенный вклад в основы гидродинамики и разработал теорию пограничного слоя. В честь его назван один из критериев подобия (число Прандтля), а также гидроаэрометрическое устройство, ставшее классическим приёмником воздушного давления для самолётов и вертолётов (трубка Прандтля). Защитил докторскую диссертацию в Мюнхенском техническом университете в 1900 году. Был профессором в Ганновере и с 1 сентября 1904 года — в Гёттингене. Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1936), иностранный член Лондонского королевского общества (1928).Окончил Высшее политехническое училище в Мюнхене. С 1901 профессор Высшего технического училища в Ганновере. Директор Института гидро- и аэродинамики кайзера Вильгельма в Гёттингене (1925—47). Основные труды по аэро- и гидромеханике, теории упругости и пластичности, газовой динамике и динамической метеорологии. Внёс существенный вклад в основы гидродинамики и разработал теорию пограничного слоя. В честь его был назван один из критериев подобия, а также гидроаэрометрическое устройство, ставшее классическим приёмником воздушного давления для многих самолётов и вертолётов. Одним из первых занялся сверхзвуковой аэродинамикой (течение Прандтля — Майера). В 1907—1909 создал первую аэродинамическую трубу замкнутой схемы. В 1922 году Прандтль и математик Рихард Эдлер фон Мизес основали GAMM (the International Association of Applied Mathematics and Mechanics). Вплоть до 1945 года Прандтль сотрудничал с Рейхсминистерством авиации Германии. Среди его работ: сжимание жидкости при сверхскоростном режиме течения — эффект Прандтля — Глоерта, труды по метеорологии и теории упругости. Прандтль проработал в университете Гёттингена до самой смерти 15 августа 1953 года. Похоронен на Гёттингенском городском кладбище... |
1899 - Родился Виктор Фёдорович Болховитинов — советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1942), доктор технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1949). Профессор (1949). С 1931 занимался проектированием самолетов в КБ ВВИА — возглавлял отдел проектирования, руководил ОКО завода № 22 с 1933. Конструктор тяжёлого бомбардировщика ДБ-А (1936), истребителя с соосными винтами (1938) и др. Под его руководством инженеры-конструкторы А.Я.Березняк и А.М.Исаев спроектировали первый в СССР реактивный истребитель БИ-1 с жидкостно-реактивным двигателем (1941). Преподавал в ВВИА им.Жуковского с 1946 г., был начальником кафедры. Предложил так называемое «уравнение существования» самолета. Автор ряда трудов по авиатехнике, в т.ч. книги «Пути развития летательных аппаратов». Умер 29 января 1970 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (уч. 14). |
1902 - Родился Чарльз Огастус Линдберг (англ. Charles Augustus Lindbergh Jr.) — американский лётчик, ставший первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку (20—21 мая 1927 года по маршруту Нью-Йорк — Париж). До Линдберга трансатлантический перелёт с запада на восток впервые совершили два английских лётчика — Джон Олкок и Артур Браун — по маршруту Ньюфаундленд — Клифден (Ирландия) в 1919 году. В предвоенные годы и в начальный период Второй мировой войны (до вступления в неё США) выступал с поддержкой действий нацистской Германии, обращался к евреям США с призывом «не втягивать народ в войну» и т. п. В 1941 году он стал одним из ведущих представителей Комитета «Америка — прежде всего» (America First Committee) — организации, которая выступала против добровольного вступления Америки во Вторую мировую войну. Враждебно высказывался по отношению к СССР. Линдберг подверг критике внешнюю политику президента Франклина Рузвельта. Президенту это, конечно, не понравилось. В ответ на публичное осуждение Рузвельта военный авиатор подал в отставку.После войны Линдберг работал в качестве консультанта начальника штаба ВВС США. В 1954 году президент Дуайт Д. Эйзенхауэр присвоил Линдбергу звание бригадного генерала ВВС. Pan American World Airways также наняла Линдберга в качестве консультанта. Он посоветовал авиакомпании приобрести реактивный транспорт и участвовал в разработке дизайна Boeing 747.Чарльз Огастес Линдберг умер от рака 26 августа 1974 года в своём доме на гавайском острове Мауи...
1902 - Первый полёт на воздушном шаре в Антарктиде. Роберт Скотт и Эрнест Шеклтон поднимаются на высоту 244 м на привязном водородном шаре, чтобы сделать первые аэрофотоснимки Антарктики.
1904 - Родился Сергей Александрович Корзинщиков — лётчик-испытатель 1 класса (1940), майор.
1912 - Австрийский портной Франц Райхельт прыгает с нижнего парапета Эйфелевой башни со своим изобретением - «плащом-парашютом» (с высоты 60 метров). Парашют не раскрылся, изобретатель погиб.
Портной начал разработку костюма, позволяющего авиатору спастись в случае покидания самолёта, в июле 1910 года. Несколько ранних экспериментов с манекенами казались удачными, но успешный результат был нестабилен. Райхелт полагал, что виной тому малая высота его балкона на пятом этаже. В 1912 году, после многократных прошений, ему наконец удалось получить от властей разрешение на эксперимент на Эйфелевой башне. Присутствующие были шокированы узнав, что он не собирается использовать манекен, а прыгнет сам. Отговорить Райхелта не удалось; он вышел на парапет и прыгнул.
1914 - День основания ОАО «ЛОМО».
1919 - Первый полёт британского двухместного истребителя-разведчика Bristol F.2C Badger,который закончился аварией.
Bristol Type 23 F.2C Badger представал собой модификацию истребителя Bristol F.2B Fighter под перспективный девятицилиндровый двигатель ABC Dragonfly I мощностью 320 л.с. Вооружение самолёта состояло из двух передних синхронизированных 7.7-мм пулемёта Vickers и одного подвижного 7.7-мм пулемёта Lewis на турели Scarff установленного в задней кабине. Не смотря на неудачный полёт было закончено ещё два прототипа самолёта. Второй был оборудован 450-сильным двигателем Cosmos Jupiter. Его первый полёт состоялся в мае этого же года. После нескольких полётов двигатель заменили на ABC Dragonfly I. И наконец третий прототип, получивший обозначение Badger II, получил перепроектированные крылья и двигатель Cosmos Jupiter ( в 1921 году его заменили на Jupiter II мощностью 385 л.с.). Проблемы с двигателями казалось поставили крест на судьбе самолёта. Но на этом приключения Badger'а не закончились. Для решения аэродинамических проблем с самолётом было решено построить экспериментальный самолёт. Простой прямоугольный фюзеляж, спроектированный Фрайзом, был дополнен крыльями, хвостовой частью и шасси от Badger'а. Новый самолёт, получивший обозначение Badger Experimental или Badger X, был оборудован двигателем Siddeley Puma мощностью 240 л.с. Он стал первым самолётом Bristiol,получившим гражданский регистрационный номер - G-EABU. В мае 1919 года самолёт был потерян в аварии.
1921 - Родился Николай Григорьевич Пинчук — Герой Советского Союза(19 апреля 1945 года),командир 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии капитан, Заслуженный военный лётчик СССР (1969).
В 1940 году окончил 8-ю Одесскую, в 1941 году — Конотопскую, в 1942 году — Армавирскую военные авиационные школы пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года в 32-м истребительном авиационном полку. За годы войны он совершил 307 боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях, сбил 24 вражеских самолёта — 22 лично и 2 в группе.После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году с отличием окончил Военно-воздушную академию. С 1975 года полковник Н. Г. Пинчук — в запасе. Жил в городе-герое Минске. Умер 12 января 1978 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске...
1925 - Родился Владимир Лаврентьевич Лапыгин — создатель систем управления для ракетно-космической техники, первый заместитель главного конструктора Научно-исследовательского института автоматики и приборостроения.Герой Социалистического Труда(1971), Генеральный конструктор-Генеральный директор НПО автоматики и приборостроения (1984-1998).Автор более 250 научных работ, более 60 изобретений. Академик Российской инженерной академии (1990). Академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского (1991). Доктор технических наук (1968), профессор (1970).Ленинская премия (1960),Государственная премия СССР (1976). С сентября 1978 года — директор филиала НИИ АП и заместитель главного конструктора НИИ АП Н. А. Пилюгина. После кончины Н. А. Пилюгина в 1982 году назначен Генеральным конструктором Научно-исследовательского института автоматики и приборостроения, с 1984 года — генеральный конструктор и генеральный директор НИИ АП. В 1960—1980-х годах, продолжая работу над боевыми ракетными комплексами, руководил работой коллектива над созданием систем управления ряда уникальных космических аппаратов, в том числе ракет-носителей «Протон» и «Зенит», межпланетных станций «Вега» для экспедиции к Венере и комете Галлея (1984), спутников «Фобос» (1988), орбитального космического корабля «Буран» (1988). был членом многих Государственных комиссий по летно-конструкторским испытаниям боевых межконтинентальных ракет.В 1990-е годы, в связи с сокращением российских программ освоения космоса, вернулся к углубленным работам по расширению возможностей боевых ракет, в том числе знаменитых «Тополей», ракет-носителей «Протон-М», систем «Морской старт» и «Наземный старт». Благодаря его огромным усилиям был сохранён уникальный научный потенциал космической фирмы Пилюгина.Жил в Москве. Скончался 15 марта 2002 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы...
1930 - В Архангельске, на оcтрове Кегостров был открыт аэродром (до 1963 года главный гражданский аэродром города Архангельска). В этот день в 1930 году был совершен первый пассажирский авиарейс по маршруту Архангельск - Березник - Котлас - Усть-Сысольск (Сыктывкар) и обратно.На снимке запечатлён уникальный АК-1 «Латышский стрелок» - наша, отечественная, крылатая машина, построенная в единственном экземпляре. Эксплуатировалась она на первых воздушных линиях Союза - из Москвы на Нижний Новгород и Казань. В 1925 году известный пилот Аполлинарий Иванович Томашевский с бортмехаником В.П. Камышёвым вели «Латышского стрелка» по маршруту Москва – Пекин – Москва.
1935 - Летающая лодка Bleriot 5190 Santos Dumont совершила трансатлантический перелёт(по 1 апреля) протяжённостью 3500 километров.
1935 - Японский испытатель Кадзима совершил на Mitsubishi Ka.14 первый полёт. На заводских испытаниях опытная машина показала скорость 444 км/ч на высоте 3200м. (задание требовало всего лишь 350 км/ч). Другие требования также оказались превышенными. Представители флота фирме не поверили и потребовали контрольных испытаний морскими лётчиками. Но флотский испытатель Кобаяси на мерной базе в Кагамигахаре выжал из Ка-14 449 км/ч. Hо в воздухе самолёт был недостаточно устойчив, а при посадке козлил. В результате второй опытный самолёт был модернизирован – на него установили безредукторный двигатель Nakajima «Kotobuki-3» мощностью 640 л.с. Крыло имело теперь прямой центроплан и V-образность консолей в 2°40'. Hа центроплане были установлены щелевые закрылки. В последующем было построено еще четыре опытных самолёта с различными двигателями Nakajima «Hikari-1» и Mitsubishi А-8 и А-9 воздушного охлаждения. После успешного завершения войсковых испытаний осенью 1936 г. самолёт Ка-14 был принят на вооружение под обозначением «палубный истребитель морской тип 96» (А5М1) с двигателем Nakajima «Kotobuki-2» KAI-1 мощностью 580 л.с.
1939 - Родился Виктор Алексеевич Прудников — советский и российский военачальник, генерал армии (1996), заместитель министра обороны СССР, с 31 августа 1991 г., главнокомандующий Войсками ПВО ВС РФ с 1992 г. по декабрь 1997 г. С 1995 г. одновременно председатель Координационного комитета Совета министров Содружества независимых государств по вопросам ПВО. Заслуженный военный лётчик Российской федерации (1995 г.), лауреат Государственной премии (1995 г.), кандидат военных наук. Жил в Москве. Скончался 3 января 2015 года после длительной болезни. Похоронен 6 января на Федеральном военно-мемориальном кладбище...
1943 - В КБ Виктора Фёдоровича Болховитинова образовано подразделение по разработке ЖРД (КБД — конструкторское бюро двигателей). Руководителем был назначен Алексей Михайлович Исаев. В штате состояли также: Михаил Васильевич Мельников, К. Лоскутова, Е. Дмитриева, О. Штин.
1943 - В Филтоне состоялся первый полёт опытного, ещё без вооружения, тактического бомбардировщика Buckingham (тип 163) фирмы Bristol.Первый опытный самолёт, как и третий и четвертый, был оснащён двигателями Бристоль "Центаурус" IV мощностью 2400 л.с, но первый серийный "Бакингэм", поднявшийся в небо 12 февраля 1944 г. получил двигатели "Центаурус" VII и XI той же мощности, но со значительно сниженной высотностью. "Бакингэм" B.I не показал каких-либо преимуществ перед уже состоявшим на вооружении "Москито". Правда, первый имел оборонительное вооружение, но оно было слабее, чем у уже применявшегося в роли дневного бомбардировщика "Митчелла" III. Соответственно заказ на "Бакингэм" был сокращён до 300 машин, а реально изготовили только 119 машин, из которых менее половины поставили в варианте бомбардировщика, а остальные в качестве - транспортного самолёта. Несколько бомбардировщиков позже также переделали в транспортники, но даже в этой роли их использовали мало - большинство "Бакингемов" пошло на слом только после нескольких часов налёта или недолгого хранения в частях технического снабжения.
1944 - Первый полёт опытного бомбардировщика ХВ-25Е «Flamin’ Maimie», оснащённого дополнительной системой антиобледенения. Лётчик Джо Бартон.
1946 - Первый полёт прототипа четырёхмоторного цельнометаллического разведывательного самолёта Republic XF-12 Rainbow. На самолёт были установлены двигатели Pratt & Whitney R-4360. Во время последующего периода лётных испытаний и доработки самолёт компании Republic продемонстрировал способность выполнять полёты на высоте 45000 футов (14000 м) и скорости 470 миль/ч (740 км/ч) с дальностью 4500 миль (7200 км), что превышало требования задания, по которому он создавался. Ни XF-11, ни XF-12 не были приняты на вооружение Военно-воздушных сил Армии США (было приобретено лишь по два самолёта), поскольку потребность в таких машинах после окончания Второй Мировой войны отпала.
1948 - Первый полёт самолёта Дуглас D-558-2 «Скайрокет». Экспериментальный самолёт спроектирован фирмой «Дуглас» в сотрудничестве с Национальным совещательным комитетом по авиации (НАКА) по заказу ВМС. Самолёт «Скайрокет» имеет обычный дозвуковой профиль крыла и был спроектирован для достижения максимальной скорости, равной 1,4 М. «Скайрокет» имеет следующие размеры: размах крыла 7,65 м, длина 13,8 м, высота 3,5 м.
1953 - В соответствии с Постановлением Совмина СССР № 311-146 от 4 февраля истребитель-перехватчик Як-25 (Як-120), ОКБ Александра Сергеевича Яковлева поступил на государственные испытания в НИИ ВВС.
1953 - Принята на вооружения торпедоносцев ВМФ реактивная авиационная торпеда РАТ-52.
1953 - ВВС Франции объявили конкурс на создание лёгкого, массой не более 4000 кг, истребителя-перехватчика с комбинированной силовой установкой, обеспечивавшей максимальную скорость полёта, соответствующую числу М=1,3, способного подняться на высоту 15 ООО м за четыре минуты. На воздушную цель самолёт должны были наводить наземные службы и никакого радиолокационного оборудования на борту не предусматривалось. После перехвата цели с помощью ракеты массой 200 кг истребитель возвращался на аэродром с остатком топлива на пять минут попёта. Посадочная скорость ограничивалась величиной 160 км/ч.В результате конкурса появились Dassault MD.550 Mirage I, Dassault Мираж III A.
1956 - Образование Уфимского приборостроительного завода, ныне «Уфимское приборостроительное производственное объединение» (УППО).
1957 - Первый взлёт английского самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) Шорт SC.1.
1958 - Первый в мире авианосец с ядерной установкой USS Enterprise (CVN-65) («Энтерпрайз») заложен на верфи Newport News Shipbuilding.
1959 - Образовано ОАО "Опытно-конструкторское бюро "Сокол". Опытно-конструкторское бюро "Сокол" создавалось на базе студенческого ОКБ Казанского авиационного института имени Андрея Николаевича Туполева и инициативной группы конструкторов Казанского авиационного завода (ныне КАПО) имени Сергея Петровича Горбунова и до 1982 года именовалось "ОКБ Спортивной Авиации" (ОКБ СА).
Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1959 года №III-48 в новой организации ОКБ СА объединились институтский коллектив, возглавляемый Михаилом Петровичем Симоновым и заводской под руководством А.К.Быкова Тематика первых десяти лет вполне соответствовала названию предприятия "ОКБ Спортивная авиация": спортивные и учебные планеры, которые конструировались и строились на высоком научном, техническом и технологическом уровне. В 1968 году по инициативе М.П.Симонова, ОКБ приступает к разработке самолетов-мишеней на базе серийных самолетов с небольшим остаточным ресурсом. Помимо этого, ОКБ в то же время занималось и космической тематикой. Был разработан и изготовлен полунатурный макет спускаемого аппарата "Союз" с комплексом научной и контрольной записывающей аппаратуры, который в 1970 году был запущен геодезической ракетой "Вертикаль-1" в космос. Но беспилотные летательные аппараты с 70-х годов были важнейшей темой ОКБ. С середины 90-х годов неритмичное финансирование государственного оборонного заказа и приостановка работ по многим договорам предопределила низкую финансовую устойчивость ОКБ "Сокол". Начиная с 1999 года руководством ОКБ "Сокол" при непосредственной поддержке Генерального конструктора АООТ "ОКБ Сухого" Симонова М.П., министерств и ведомств Республики Татарстан приняты меры по возобновлению работ по традиционной авиационной тематике предприятия, а именно развитие нового перспективного направления на основе передовых технологий в области авиастроения: проектирование, изготовление оснастки и агрегатов для спортивно- акробатических и учебно-тренировочных самолётов СУ-29, СУ-31, СУ-31М, разработка и техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов, разработка воздушных мишеней на базе серийных пилотируемых самолетов с малым остаточным техническим ресурсом, создание мишенной обстановки для отработки БРЭО самолётов-истребителей типа Су-30МК, МиГ-29 и систем ПВО типа С-300, С-400 и другие, сопровождение серийного производства, регламентное обслуживание и ремонт разработанной техники. В мае 2014 года Казанское Опытно-конструкторское бюро «Сокол» переименовано в ОАО Научно-производственное объединение "Опытно-конструкторское бюро имени М.П. Симонова".
1959 - Вышло постановление № 111-48 о постройке спортивного одноместного самолёта Як-104ПС (будущий Як-32) с двигателем РУ19-300.
1961 - В Советском Союзе с ракетного полигона Тюра-Там (космодром Байконур) предпринята попытка пуска автоматической межпланетной станции в сторону Венеры. Из-за аварии четвёртой ступени РН "Молния" вывести АМС на траекторию полёта к Венере не удалось и она осталась на околоземной орбите. Официально было сообщено о запуске "Тяжёлого спутника" ("Спутник 7"). КА типа "1ВА", сер. № 1, массой 6483 кг. Первый запуск советского КА с целью исследования Венеры.
1969 - Последний полёт Валькирии XB-70A с авиабазы Эвардс (Калифорния) на авиабазу Райт-Паттерсон, став музейным экспонатом.
1975 - Принят на вооружение фронтовой бомбардировщик Су-24, одновременно задана разработка его модернизации.
1981 - Сразу по окончании государственных испытаний прототипа Т-8-3 самолёта СУ-25, специально для отправки в Афганистан была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья Су-25 (командир - подполковник Александр Михайлович Афанасьев). 18-19 июня 1981 года эта часть перебазировалась в Шинданд и вскоре начала боевую работу. Именно там за Су-25 закрепилось название "Грач", а рисунок птицы украсил нос самолета.
Полк перелетел в Мары из Маркулешт для выполнения стрельб. В районе н.п. Байрам-Али при выполнении противоракетного манёвра "Кобра" на малой высоте столкнулись в воздухе. Лётчики погибли...
1982 - Серия рекордов 4-9 февраля на вертолёте Sikorsky S-76A. В этот день Ник Лэппос установил рекорды скорости - 335,5 километров в час на 3-километровой базе и 342,6 километра в час по прямому 25-километровому отрезку.
1982 - Заключительный день рекордной серии (2-4 февраля) на вертолёте Ми-26. Заслуженный лётчик-испытатель СССР Сергей Васильевич Петров и лётчик-испытатель Александр Иванович Четверик поднялись с 15000 кг груза на высоту 5600 метров. В тот же день лётчик-испытатель Александр Петрович Холупов достиг высоты 4600 метров с полезным грузом 20 000 килограммов.
До этого, 3 февраля Заслуженный лётчик-испытатель СССР Герман Витальевич Алферов выполнил полёт, в котором 25 т груза удалось поднять на высоту 4060 м, при этом на 2000 м вертолёт забрался с полётной массой 56 768,8 кг, что тоже было высшим мировым достижением...
1992 - Скоропостижно скончался в своём рабочем кабинете Павел Владимрович Цыбин — советский конструктор авиационной и ракетно-космической техники, заслуженный деятель науки и техники РСФСР(1965), лауреат Ленинской премии за 1966 год, инженер-полковник в отставке. В последние годы жизни (с 1986) П.В.Цыбин руководил научно-исследовательскими работами в области создания одноступенчатого воздушно-космического самолета НПО «Энергия». Его называли Отец Космической Разведки. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 11), рядом с могилами родителей...
1993 - Российские ученые на КК «Прогресс-М15» развернули на околоземной орбите гигантское зеркало - крупногабаритный плёночный отражатнль в ходе эксперимента "Знамя-2" и пустили солнечный зайчик через Европу. Наблюдатели во многих странах видели это только как мгновенную вспышку.
2001 - Поднялся в небо Исламской Республики Иран первый серийный самолёт, собранный на HESA (согласно купленной в 2000 году у "Антонова" лицензии на производство Ан-140) и получивший обозначение ИрАн-140
2010 - Компания Pratt & Whitney поставила Lockheed Martin первый серийный двигатель F135 для истребителя 5-го поколения F-35.
2011 - Совершил первый полёт модернизированный истребитель МиГ-29, разработанный в интересах ВВС Индии.
2011 - Первый полёт американского демонстрационного беспилотного боевого летательного аппарата Northrop Grumman X-47B. X-47B - многоцелевой ударный БПЛА производства компании Northrop Grumman, второе поколение серии X-47. Беспилотник способен совершать взлёт и посадку, а также выполнять некоторые задачи без вмешательства оператора, используя возможности бортового компьютера. Разработка X-47 начиналась как проект управления перспективных исследований Министерства обороны США J-UCAS, а сейчас представляет собой часть программы UCAS-D военно-морского флота США. Эта программа направлена на создание беспилотного самолёта, способного взлетать с авианосца...
Свежие комментарии