65 лет назад, 17 ноября 1956 года, в воздух поднялся опытный образец французского истребителя «Мираж», которому было суждено стать одним из самых знаменитых самолетов мира. Феноменальный успех этой машины до сих пор продолжает удивлять специалистов и людей, увлеченных авиацией.
Чего стоит только тот факт, что сверхзвуковой «Мираж» был разработан усилиями лишь 55 инженеров, 50 чертежников и 95 квалифицированных рабочих. На выполнение всей задачи, с момента подписания контракта до первого полета, фирме Дассо потребовалось 13 месяцев. Правительство Франции поддержало проектирование, разработку и производство истребителя, вложив в нее приблизительно 277 миллионов франков. Спустя 10 лет после первого полета экспорт самолета принес доход в сумме 5 979 миллиардов франков.
«Мираж» IIICJ из 119-й эскадрильи ВВС Израиля
Одной из стран, куда поставлялись эти знаменитые машины, был Израиль, находящийся в состоянии перманентной войны с соседними странами. Там и состоялось боевое крещение истребителя «Мираж». Основным противником израильских машин были советские истребители разных типов.
ВВС Израиля заказали французские истребители в 1959 году. В 1961 году первоначальный заказ на 24 самолета израильтяне увеличили до 72 машин. Первые «Миражи» прибыли на авиационную базу в Хазор (Нагог) 7 апреля 1962 года, где из них сформировали 101-ю истребительную эскадрилью (в Израиле ее называли «первая истребительная»). В июне 1962 года новая техника поступила в 117-ю эскадрилью в Рамат-Давиде («первая реактивная»), а в марте 1964 года перевооружилась 119-я эскадрилья «Аталеф» (Atalef - летучая мышь) в Тэль-Нофе. Израильские «Миражи» получили наименование «Шахак» - (Shahak) небеса. Во всех трех подразделениях имелось пять учебных машин «Мираж» IIIВ для тренировок личного состава. Израиль также получил два разведывательных самолета «Мираж»IIICJ(R)), которые попали в 119 эскадрилью.
Боевое крещение израильских «Миражей» состоялось 19 августа 1963 года во время так называемой «Войны за воду». Эта вяло текущая конфронтация с Сирией, которую израильтяне обвиняли в попытках повернуть в другую сторону реки, текущие в Израиль, шла с 1960 года. Очередная эскалация конфликта началась после того, как два израильских солдата попали в засаду и были убиты. В этот день пара патрульных «Миражей» из 117 эскадрильи столкнулась с восьмеркой МиГ-17 и сумела сбить один сирийский самолет.
В ноябре 1964 года израильтяне начали наземные операции против сирийских войск на Голанских высотах. 14 ноября пара «Миражей» перехватила сирийский МиГ-21. Впервые в истории ближневосточных войн реактивные самолеты выпустили друг в друга ракеты “воздух-воздух”, но они прошли мимо, и противники вернулись на свои аэродромы.
Очередные воздушные схватки произошли в июле 1966 года, после того, как израильские солдаты подорвались на сирийской мине. 14 июля «Миражи» из 101 эскадрильи вылетели на прикрытие штурмовиков. Обнаружив 4 истребителя МиГ-21, израильтяне бросились на перехват. Капитан Порам Агмон (Yoram Agmon) сбил один самолет противника огнем из пушек. Это была первая в мире победа, одержанная летчиками на самолете «Мираж» и одновременно первая боевая потеря для арабских МиГ-21.
11 ноября 1966 года три израильских солдата подорвались на минах около Иорданской границы. Ответ израильтян не заставил себя долго ждать. Командир 119 эскадрильи огнем из пушек сбил иорданский истребитель «Хантер». 29 ноября в воздушное пространство Израиля вторглись два египетских истребителя МиГ-19. Один из них стал жертвой «Миража», выпустившего ракету R.530. Эта победа стала первой «ракетной» победой в ВВС Израиля.
Истребители «Мираж» IIICJ патрулируют небо над Израилем
7 апреля 1967 года сирийские войска нанесли артиллерийские удары по израильским поселениям и пограничным постам. В полдень этого дня пять эскадрилий ВВС Израиля поднялись в воздух для нанесения ответных бомбоштурмовых ударов по сирийским позициям. В боевых порядках летели «Миражи» из 101 и 117 эскадрильи. На подходе к цели в воздухе появились истребители МиГ-21, и израильские ударные самолеты повернули назад, а часть группы прикрытия, «Миражи» из 101 эскадрильи, вступила в бой. Один МиГ был сбит. В это же время истребители из 117 эскадрильи заметили большую группу МиГ-21 над морем и пошли на перехват. По заявлениям израильтян, сирийские самолеты уклонились от боя. После обеда артобстрел израильских поселений возобновился и «Миражи» совершили второй боевой вылет, в котором им удалось сбить один МиГ-21. Победу одержал летчик из 119 эскадрильи. Примерно через час после этого шестерка израильских истребителей, патрулируя над севером Израиля, обнаружила четыре МиГ-21. Летчики сумели сбить три МиГа. Таким образом, за один день сирийцы потеряли шесть самолетов, а израильтяне ни одного.
Победы истребителей «Мираж» в ходе «Войны за воду»:
1 МиГ-17, 9 МиГ-21, (Сирия)
1 «Хантер» (Иордания)
2 МиГ-19 (Египет)
Наибольшую известность израильским «Миражам» принесла операция «Мокед» (Моkеd) - Центр, более известная, как «Шестидневная война» 1967 года.
Предыстория этой войны такова. В начале 1967 года Сирия заявила о том, что Израиль сосредоточил 16 моторизованных бригад на северной границе и готовится к нападению. Израиль категорически отвергал эти обвинения и даже пригласил советского посла в Сирии, чтобы он посетил пограничные районы и убедился в отсутствии войск. Но все эти усилия оказались тщетными. Сирия обратилась к Египту, с которым у нее был договор о взаимной помощи, и президент Египта Насер распорядился сосредоточить войска у южной границы Израиля для демонстрации силы и единства арабских государств. В конце мая к антиизраильской коалиции примкнула Иордания, выдвинув к границам две бронетанковые бригады.
С каждым днем на Ближнем востоке нарастало напряжение. 30 мая король Иордании Хусейн подписал соглашение о военном сотрудничестве с Египтом и передал армию под египетское командование. Через пять дней к образовавшейся антиизраильской коалиции примкнул Ирак. Шансов остановить приближающееся нападение мирным путем у Израиля не осталось, и его генеральный штаб приступил к планированию операции «Центр», которая заключалась в нанесении превентивного внезапного удара.
В распоряжении Израиля находились 180 реактивных боевых самолетов: истребители «Ураган», «Мистер», «Супер Мистер», «Мираж» и легкие бомбардировщики «Вотур». У ВВС Египта числилось 420 самолетов: истребители МиГ-15;17;19;21, «Вампир», «Хантер», бомбардировщики Ту-16 и Ил-28. Они размещались на 18 аэродромах, 4 из которых были на Синайском полуострове, 3 около Суэцкого канала, 6 в районе дельты Нила и 5 в Верхнем Египте. Сирийские военно-воздушные силы имели около 100 самолетов, Иорданские - 24 истребителя «Хантер», а Иракские ВВС имели 98 боевых машин. Очевидно, что превосходство в авиационной технике было на стороне арабских государств. По аналогии с советской авиацией того времени, большинство арабских самолетов не имело камуфляжной окраски и находилось на открытых стоянках своих аэродромов. Для захвата превосходства в воздухе в первые шесть часов кампании израильтяне решили нанести внезапные штурмовые удары по аэродромам противника всеми наличными самолетами. В первом заходе атакующие должны были сбросить бомбы на ВПП и рулежные дорожки, предотвращая взлет истребителей, во втором заходе - нанести удар по стоянкам самолетов. Для прикрытия стратегических объектов израильтяне оставили в резерве 12 истребителей «Мираж».
МиГ-21 в прицеле у «Миража». Огонь из пушек достигают цели.
По плану, удары по 11 египетским аэродромам наносились в первом вылете. «Миражи» нацеливались на самые ответственные и опасные цели - аэродромы Ту-16 и МиГ-21. «Ураганы» работали по ближним целям на Синайском полуострове, а «Вотуры» под прикрытием «Миражей» летели к самым дальним целям в Верхнем Египте. Каждой ударной группе прокладывался отдельный маршрут, в основном на малой высоте (не более 100 м), и устанавливались жесткие временные рамки выхода на цель. Инженерно-технический состав израильских авиабаз тренировался быстро проводить подготовку к повторному полету. Спецслужбы Израиля распространяли ложные слухи о неготовности вооруженных сил к войне, роспуску резервистов домой, мирных инициативах правительства и т.д.
5 июня 1967 года, в 7 часов 45 минут утра, когда египетские летчики отправились в столовые на завтрак, ударные группы вышли на цели. В первом вылете было уничтожено более 180 самолетов на стоянках, в том числе и большинство Ту-16, разрушены все аэродромы на Синае. Израильтяне потеряли 8 самолетов от зенитного огня, и один «Вотур» числился на счету МиГ-21. В результате второго вылета Египтяне потеряли еще 94 самолета. В третьем вылете, в 12:45, авиация обрушилась на Иорданию и Сирию, уничтожив 53 самолета. Налет на Иракские авиабазы закончился не так гладко. Иракцы смогли сбить несколько «Вотуров» и «Миражей» (у авторов нет точных данных). Общие потери арабских государств за первый день войны составили 375 самолетов, а за последующие пять дней боевых действий еще 76 самолетов. Израиль потерял всего 40 машин.
Победы истребителей «Мираж» в ходе «Шестидневной войны»: 29 МиГ-21, 16 МиГ-19, 9 МиГ-17 , 4 Су-7, 2 Ил-28 (Египет); 1 «Хантер» (Иордания); 3 «Хантер», 1 Ту-16 (Ирак); 1 «Хантер» (Ливан). Конец шестидневной войны не принес мира на Ближний восток. 4 июля 1967 г. египетские ВВС нанесли несколько ответных ударов по целям на захваченном израильтянами Синайском полуострове, и потеряли один МиГ-17. 8 июля «Мираж» из 119 эскадрильи сбил египетский разведчик МиГ- 21 Р. На следующее утро над Синаем появилась пара Су-7, которые летели на большой скорости и малой высоте. Израильтянам не удалось их перехватить. Очередной разведывательный полет последовал после обеда. На этот раз в воздухе дежурило звено «Миражей», и один Су-7 был сбит. 15 июля летчик «Миража» впервые добился победы с помощью управляемой ракеты «Шафрир». 20 июля египтяне ответили хорошо организованным ударом по объектам израильской ПВО, уничтожив батарею зенитных пушек и ЗРК «Хок».
Звено «Мираж» IIICJ выполняют боевое задание в ходе «Шестидневной войны»
Очередная эскалация войны началась с обстрелов израильских позиций 8 сентября 1968 года. Израильтяне ответили бомбардировками, доказав, что с захватом Синая они могут «доставать» до любой точки на египетской территории. Египет реорганизовал свои ВВС и постепенно восстанавливал силы за счет поставок авиатехники из СССР. Израильтяне построили целый ряд укреплений по Суэцу, которые стали называться «Линией Бар-Лев» (Bar-Lev) и предназначались для задержки египетских войск в случае их наступления на Синайский полуостров, до проведения мобилизации и перегруппировки основных израильских сил. 8 марта 1969 года группа египетских самолетов вылетела для удара по израильским позициям на Синае, но была перехвачена «Миражами». В результате воздушного боя «Миражи» сбили два МиГ-21. Один из египетских пилотов катапультировался и был взят в плен. Через несколько часов египетская артиллерия открыла массированный огонь по линии «Бар-Лев», и президент Насер объявил по радио, что начата «Война на истощение».
В июне 1969 года израильтяне провели демонстрационный полет четырех «Миражей» над Каиром, показав слабость ПВО египтян. В июле прошли несколько воздушных боев, в которых был сбито 9 МиГ-21 и один МиГ-17. Израильтяне потеряли один «Мираж», сбитый 26 июня.
В 1969 году США начали поставки в Израиль 48 штурмовиков А-4 «Скайхок» (Skyhawk) и 44 истребителей F-4E «Фантом» (Phantom). По некоторым данным, американцы выступили посредником между Израилем и Францией, и на самолетах С-5 доставили в Тель-Авив из Франции 50 «арестованных» «Мираж» V в разобранном виде. В конце 1969 года самолеты собрали на фирме IAI (Israel Aicraft Industries) и представили их как самолеты собственной постройки под наименованием «Нешер» (Nesher). Одновременно ЦРУ или Моссад проводили операцию прикрытия, выдав швейцарским властям некого инженера, который якобы продал документацию на «Мираж» V Израилю. Потом американцы помогли израильтянам в 1973 году в разработке «Кфира» - «Миража» с двигателем J-79. Ведущим конструктором был американец Джин Селвей (Gene Salvay).
Слабость ПВО противника израильтяне демонстрировали не один раз. Например, истребитель F-4E из 201 эскадрильи совершил 118 боевых вылетов, проникая в глубину Египта. Кроме этого, «Миражи» IIICJ(R) совершили разведывательный полет, засняв на пленку все египетские аэродромы. На фотографиях обнаружились признаки советского присутствия. И действительно, в Египте работали советские советники и военнослужащие, налаживая ПВО. И вскоре ситуация несколько изменилась. Самый известный бой того времени произошел 30 июля 1970 г., когда «Миражи» и «Фантомы» сбили три МиГ-21, при этом потеряв три «Миража».
7 августа 1970 года между противниками было заключено перемирие. В итогах «Войны на истощение» значатся чуть более 100 потерянных египетских самолетов и 16 израильских. В составе ВВС Израиля оставалось около 40 исправных «Миражей», а 101 эскадрилья была полностью перевооружена самолетами «Нешер» (Nesher). В 1973 году началась «Великая освободительная война», как называли ее арабы, или «Война судного дня», как называли ее израильтяне. В субботу 6 октября, когда в Израиле начался большой еврейский религиозный праздник Йом Кипур (Yom Kippur), Египетские и Сирийские войска, которые насчитывали около 1400 танков и 80000 солдат, начали широкомасштабные боевые действия. Активную помощь наступающим оказывали: Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт и Иордания. Необходимые для планирования операции разведывательные данные добывались с помощью советских самолетов-разведчиков МиГ-25РБ.
За несколько часов войны израильские войска на Синае и Голанских высотах были смяты и разгромлены. К вечеру 7 октября казалось, что Израиль стоит в одном шаге от гибели. Но на следующий день израильские войска предприняли контратаку и отбросили египетские части. К югу от Исмаилии они пересекли Суэцкий канал и двинулись в сторону Каира. Аналогичная ситуация разыгралась и на Голанских высотах. Израильские моторизованные части ударили по сирийцам и двинулись на Дамаск. 24 октября, благодаря вмешательству ООН, было заключено очередное перемирие. Такой неожиданный финал «Великой освободительной войны» говорит о прекрасной осведомленности израильского генерального штаба о планах арабских государств. Разведданные им передавали американская разведка, которая опиралась на фотоснимки с самолета SR-71.
«Мираж» IIICJ в полете
В начале войны «Миражи» патрулировали израильское воздушное пространство. В ходе одного из таких полетов пилоту «Миража» удалось сбить крылатую ракету КСР-2, запущенную с борта египетского Ту-16.
После перехвата инициативы израильская авиация переключилась на поддержку своих наступающих войск и завоевание превосходства в воздухе. Воздушные бои велись с большим ожесточением, и потери с обеих сторон были большими. Анализируя тактику группового боя израильтян, можно заключить, что их основной целью было подставить противника под ракетную атаку. Именно для этого выделялась демонстративная группа, которая, выполняя роль приманки, увлекала арабские истребители за собой и подставляла их под атаку ударной группы, летящую на 1000 м ниже и «невидимую» на фоне земли. Резервная группа предназначалась для ликвидации внезапно появляющихся или ранее незамеченных самолетов. От маневренного воздушного боя с применением пушек израильтяне не уклонялись, зная о преимуществах «Миража» над МиГ-21 в радиусе виража. Наиболее известным израильским летчиком, летавшим на «Миражах», стал Гиора Эпштейн, сбивший 17 самолетов противника, причем 12 самолетов он сбил всего за одну неделю боев, с 18 по 24 октября.
ЛТХ самолетов «Мираж» и их основных противников
За весь период войны 1973 года Израиль потерял в воздушных боях только 12 «Миражей». Оставшиеся самолеты продолжали использоваться в ВВС до 1982 года и даже были подготовлены для участия в операции «Мир для Галилеи», но в бой их уже не послали. Последний пригодный к полетам «Мираж» IIICJ с бортовым номером 59 находится в музее ВВС Израиля. Именно на этом самолете сбили сирийский МиГ-21 в июле 1966 года.
Статья была опубликована в декабрьском номере журнала "Наука и техника" за 2006 год
Свежие комментарии