На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Лукашенко помог НАТО поставить Су-25 на «новое крыло»

Болгария протестировала советские штурмовики, модернизированные в Белоруссии, и дала им статус «стандарт альянса»

Еще к 15 февраля Военно-воздушные силы Болгарии получили все восемь Су-25, прошедших капитально-восстановительный ремонт на белорусском ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в Барановичах. А теперь их лично протестировал министр обороны страны Красимир Каракачанов. Чтобы проверить боеспособность отремонтированных советских военных самолётов он лично забрался в кабину штурмовика — на место второго пилота. С учётом того, что Каракачанов вообще не служил в армии, тем более в ВВС, то слетал он «пассажиром».

Тем не менее, это обстоятельство не помешало болгарскому министру заявить, что «после ремонта Су-25 соответствует стандартам НАТО». Каким образом он разглядел эти «стандарты» на штурманском месте в самолёте, не совсем понятно — может быть, просто понравились надписи на приборах на болгарском языке.

С учётом того, что в самой Болгарии Каракачанов подвергается критике за то, что вложил миллионы в старую советскую технику — контракт на ремонт штурмовиков обошёлся в 82,5 миллиона левов (49,2 миллиона долларов) — министр обороны не мог не похвалить белорусскую модификацию. Одновременно заявил: «Тут нет русских самолётов. Раз за них платят болгарские граждане, значит, они болгарские».

Сейчас в ВВС Болгарии штурмовики Су-25 остались, пожалуй, единственными боевыми самолётами. Имевшиеся на вооружении МиГ-21 были списаны и проданы в Румынию, а истребители МиГ-29 находятся в плачевном состоянии и болгарские лётчики отказываются на них летать.

Контракт на их ремонт в России оказался сорванным, возможно, что из-за требования довести эти воздушные машины до стандартов НАТО. Под «стандарты» попадут разве что американские истребители F-16, которые в скором времени пополнят состав ВВС Болгарии.

Как сообщило в конце прошлого года американское посольство в Софии, США передадут Болгарии два таких списанных самолёта в рамках программы «Передача излишков продукции военного назначения зарубежным странам» — истребители будут поставлены безвозмездно. Уточняется, что решение о передаче двух списанных F-16 было принято в связи с покупкой Болгарией восьми самолётов F-16 Blok 70 у компании Lockheed Martin. Болгария уже сейчас перевела американскому Агентству обороны сотрудничества в области безопасности (DSCA) 1,2 миллиарда долларов за эти многоцелевые истребители. При этом ожидается, что первые шесть самолётов будут поставлены в Болгарию до конца 2023 года, а остальные два — в начале 2024 года. За это время на территории страны должна быть подготовлена наземная база по обслуживанию истребителей, обучены пилоты и технический персонал.

До этого времени в небе над Болгарией будут лишь модернизированные до «стандартов НАТО» советско-белорусско-болгарские штурмовики Су-25. Каким образом 558-й авиационно-ремонтный завод в Барановичах довёл их под стандарты альянска?

— 558-й АРЗ хорошо известен за пределами Белоруссии. Как и вся нынешняя местная оборонка, завод достался республике от Советского Союза, — рассказывает консультант-специалист по военно-административной документации НАТО Александр Зимовский. Благодаря своей специализации (а специализируется он на ремонте самолётов и вертолётов, входивших в парк боевой авиации Союза) завод устоял на рынке подержанных аэропланов и б/у геликоптеров.

Уверенно скажу, что почти все страны, где доживает, а кое-где и довоевывает продукция советского военного авиапрома, являются клиентами белорусского АРЗ № 558. Мне доводилось на этом заводе бывать, с процессом знаком, и ответственно говорю: география заказов у них реально от Белоруссии до Анголы с севера на юг, и от Алжира до Южно-Китайских морей с запада на восток.

Модернизация болгарских Су-25 на АРЗ № 558 была предметом длительной внутриболгарской политической склоки. При том, что «Грачей» всего-то у Болгарии восемь штук в составе ВВС.

Болгары долго добивались от Брюсселя разъяснений: зашквар или не зашквар стране-члену НАТО чинить свой авиапарк в «последней диктатуре Европы»? Было дело, европейские банки-корреспонденты даже ставили блок на болгарские платёжки в адрес Белоруссии. Процесс тянулся с 2018 года, и болгары успели проскочить до того, как после президентских выборов, закончившихся акциями массового гражданского неповиновения, на Белоруссию обрушился основной пакет санкций США и ЕС.

Что сделано? Белорусы довели до ума шесть болгарских Су-25К и два Су-25УБК. Фактически, это капремонт. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а двигателей Р-95Ш — на 500 часов. Кстати, на болгарские самолеты в Барановичах поставили белорусскую контейнерную систему РЭБ «Сателлит М2», и ещё подшаманили навигационную и прицельную системы.

Боевые характеристики любезно предоставляю для анализа профильным специалистам. А если кто глубоко интересуется темой, то можно попроситься для знакомства на российский АРЗ № 121 в Кубинке, они делают точно такую же модернизацию «Грачей», что и белорусы.

И, как я понимаю, оживленную реакцию вызвали слова «по стандартам НАТО», которыми пестрели заметки о ремонте болгарских штурмовиков в Белоруссии. Волноваться особенно нечего, потому что в медиа бывших союзных республик «стандарты НАТО» — такой же заезженный журналистский штамп, как «евроремонт», «иномарка», «автоледи» и «стремительным домкратом». Проще говоря, понты неокрепших головой щелкоперов.

На практике НАТО выпускает широкий набор регламентаций с общим названием STANAG. Они получают соответствующий индекс, он означает, к какой сфере относится натовский циркуляр. Скажем, STANAG 4355 устанавливает единые термины и понятия для наземных артиллерийских, минометных и ракетных систем. STANAG 4172 это всем хорошо известный стандарт 5,56 мм патрона НАТО, а STANAG 4383 — стандарт 12,7 мм натовского патрона «Браунинг».
Есть стандарт НАТО по использованию слов, обозначающих гендер — не шучу, и этот же стандарт устанавливает, как политкорректно маркировать солдатские сортиры.

На практике, когда говорят, что где-то там в постсоветских республиках кто-то куда-то перешёл на «стандарты НАТО», обычно имеют в виду, что бойцов заставили перешивать новые фанерные бирки на советских подсумках и противогазах. То же касается и подгонки советской техники под «стандарты НАТО». Кстати, в настоящем старом НАТО это прекрасно знают, и когда выпускают новый циркуляр, то указывают «не для советской техники и вооружения».

Не буду детализировать, но вот я посмотрел именно авиационные рекомендации НАТО, например, для такого жизненно важного для пилотов оборудования, как бортовое кислородное оборудование и высотно-компенсирующие костюмы. А там чёрным по белому написано: «эти стандарты НАТО не распространяются на самолеты Су-25 ВВС Болгарии». И так по всем позициям. Поэтому надо понимать, что любые туземные заявления типа «по стандартам НАТО» имеют такую же информативную нагрузку, как в бородатом анекдоте: «Ну и ты говори».

Виктор Сокирко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх