От закупок американского «невидимки» отказываются даже партнеры по НАТО — самолет считают «сырым» и необоснованно дорогим
Американцы превзошли самих себя в рекламе своего истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 Loghtning II («Молния II»), который с 2002 года разрабатывается в рамках международной программы и должен поступить на вооружение ВВС 11 стран, включая сами США.
Самолету «невидимке», являющемуся истребителем-бомбардировщиком, приписывают невероятные боевые качества, в том числе «всепроникающую» роль в грядущих вооруженных конфликтах. Понятно, что каждый кулик свое болото хвалит, вот и президент Владимир Путин расхваливает новейший российский истребитель Су-57 как «лучший в мире военный самолет», однако на выходе F-35 оказался не столь уж и совершенен.Несмотря на то, что подобных самолетов выпущено более 380 машин (в том числе частично на итальянском авиационном заводе в Наваре), их репутация все еще остается довольно сомнительной. Не лучшим образом повлияла на имидж самолета недавнее крушение F-35А 9 апреля 2019 года, когда истребитель ВВС Японии перестал выходить на связь и упал в океан (уцелевший фюзеляж до сих пор не найден). Ранее, в сентябре 2018 года, потерпел крушение F-35 В из состава 501-й учебной эскадрильи корпуса морской пехоты США в Южной Каролине. Пилот успел катапультироваться. Сопутствовала эксплуатации F-35 и череда аварий, в том числе с возгоранием двигателя. Неподтвержденным остался случай с поражением и повреждением F-35 ВВС Израиля в небе Сирии в конце 2017 года, который приписывают воздействию ракеты комплекса С-200 российского производства. Израильская сторона утверждает, что это было столкновение с птицей.
По состоянию на январь 2018 года у самолета было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.
Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
Тем не менее, утверждается, в первую очередь американскими изданиями (например, National Interest), что F-35 является самым передовым в мире многоцелевым истребителем, а программа по его созданию признана одним из величайших технологических достижений и обеспечит мировой господство США в воздухе на десятилетия вперед. Издание Business Insider включило F-35 в список самых мощных вооружений стран НАТО. При этом именно партнеры по Североатлантическому альянсу весьма скептически относятся к навязываемой им военно-воздушной технике.
«Взбунтовалась» Германия, которая отказалась от закупок F-35 и вызвала этим на себя поток резкой критики как со стороны Пентагона, так и производителей, компании Lockheed Martin. Ее вице-президент Джонатан Хойл высказался в том духе, что Берлин сделает «шаг назад», который помешает ей быть на одном уровне с ее партнерами по НАТО. При этом признал, что у Германии самый большой оборонный бюджет в альянсе, но отказавшись от истребителей пятого поколения, она уже не будет соответствовать другим странам, работающим с этими самолетами. Откреститься от американского истребителя F-35 пытаются также Великобритания и Италия, несмотря на то, что у этих стран есть уже некоторое количество подобных самолетов (15 и 10 соответственно), а в планах закупок Лондона значилось приобретение 138 таких воздушных машин, а Рим был готов закупить 120 F-35 разных модификаций. Вероятно, что их программы перевооружений будут свернуты. Турция также спокойно отреагировала на шантаж Вашингтона, который пригрозил отказом в поставках F-35 за приобретение Анкарой российских ЗРС С-400: «У нас есть альтернативы». Мало того, Эрдоган заявил, что в случае исключения Анкары из американской программы создания и приобретения истребителей F-35 проект США «обречён на полный провал».
Германия, отказываясь от американских F-35, продолжает проводить совместные с Францией разработки нового истребителя по системе FCAS (Future Combat Air System — «Воздушная боевая система будущего»), который претендует уже на шестое поколение боевых самолетов. Изначально в этом проекте участвовала и Великобритания, вынужденная приостановить своё участие в нем из-за пресловутого Brexit. Очевидно, что германо-французский тандем по созданию нового боевого самолета направлен на дальнейшую интеграцию промышленных возможностей в сфере ВПК с целью достижения стратегической независимости от США. Приобретение F-35 в эту схему не вписывается.
Великобритания готова отказаться от американских истребителей F-35 из-за нехватки средств в бюджете оборонного ведомства страны. Этой же проблемой озадачена и Италия, где устами министра обороны Элизабетты Трента было заявлено о необходимости более детально разобраться с пунктами контракта 2012 года на покупку истребителей на сумму в 14 миллиардов евро. Дорогой получается американская «игрушка» для Европы, тем более что приобретение F-35 повлечет за собой еще и создание новой инфраструктуры радиолокационных средств, совместимых с истребителем иных пилотных и беспилотных средств. Не исключено, что и Япония может свернуть программу закупок американских самолетов, по крайней мере, после недавней катастрофы все полеты F-35 приостановлены до выяснения причин аварии. К тому же Токио строит большие планы в отношении собственного истребителя пятого поколения Mitsubishi F-3, который может появиться уже в 2023 году.
Такие «потери» в продажах F-35 могут стоить США замораживанию всей программы производства этих боевых самолетов, которые к тому же далеки от совершенства. Среди основных покупателей останутся Израиль (планируется закупить 75 машин), Австралия (100 шт.), Норвегия (52 шт.), Нидерланды (37 шт.), в небольших количествах Дания и Бельгия. Причем, это все прогнозируемые цифры, которые могут существенно измениться в сторону уменьшения. В итоге для американцев F-35 останется самолетом для внутреннего потребления, как это было, например, с F-22 Raptor, который на экспорт не поставлялся, а его производство, длившееся 14 лет, было полностью свернуто в 2011 году.
Виктор Сокирко
Свежие комментарии