По сведениям «БИЗНЕС Online», работникам объявили об увольнении каждого 10-го. Сам авиазавод все отрицает
В затруднительном положении оказалось руководство Казанского авиазавода — Москва прислала разнарядку на сокращение 10% коллектива. Выполнять приказ рвения нет, но и не подчиниться невозможно. До работников начали доводить информацию о возможных увольнениях, прибавляя: кто уйдет сам, сразу получит 2,5 оклада.
По сведениям «БИЗНЕС Online», распоряжение исходит от небезызвестного Анатолия Сердюкова. И сермяжная правда в его действиях есть — казанское авиастроение явно буксует без заказов.На Казанском авиазаводе – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) до конца года сократят 10% коллективаФото: tatarstan.ru
«КТО СРАЗУ ПОДАСТ ЗАЯВЛЕНИЕ, ПОЛУЧИТ 2,5 ОКЛАДА»
На Казанском авиазаводе – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) до конца года сократят 10% коллектива — предположительно, такая разнарядка пришла от Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и «Ростеха», сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли. По их словам, директор КАЗа Николай Савицких энтузиазмом по поводу выполнения приказа не горит, но деваться некуда — руководители предприятий сегодня ничего не решают, поэтому цехам и отделам приказано сократить 3–10% работников, а то и больше; отговорок не принимается, а попытки оспорить приказ жестко пресекаются. Сегодня на КАЗе, по некоторым данным, трудятся примерно 4,5 тыс. основных, 1,5 тыс. вспомогательных, 1,7 тыс. ИТР и 500 управленцев. Т. е. речь идет примерно о 8 тыс. работниках, а значит, сокращении 800 человек.
«По заводу ходят всякие слухи, все боятся за свои места, идет война за то, чтобы остаться, — говорит один из наших собеседников непосредственно с КАЗа. — Общая нервозность и психоз. До рядовых работников толком ничего не доводят, только собирают руководителей цехов и им что-то втолковывают. Потом те объявляют подчиненным, что по заводу надо уволить порядка 10 процентов, к примеру, в цехе, который занимается ремонтом и модернизацией Ту-22М3, — 50 человек. Кто сразу подаст заявление, скоро получит 2,5 оклада. Пока разговор идет о вспомогательных рабочих и тех, кому за 65, но точно никто ничего не знает. Все это объявляется устно — типа бумага будет вот-вот».
По словам источников, директор КАЗа Николай Савицких энтузиазмом по поводу выполнения приказа не горит, но деваться некудаФото: «БИЗНЕС Online»
Еще один источник уверяет, что решение о новой волне сокращений приняли после августовского визита на КАЗ индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» (в который теперь входит ОАК) Анатолия Сердюкова. Дескать, он отметил, что во время «коронавирусных» ограничений работали же усеченным составом и все было нормально. «Это сейчас популярный тезис, — комментирует информацию один из наших собеседников. — Но ведь задачи, которыми вынужденно не занимались в пандемию, никуда не делись — они просто сдвинулись по сроку вправо».
Запросы «БИЗНЕС Online» ОАК и «Ростех» перенаправили на КАЗ. «Информация не соответствует действительности, — после длительной паузы прокомментировали сообщения наших источников в пресс-службе завода. — КАЗ имени Горбунова – филиал ПАО „Туполев“ — одно из крупнейших авиастроительных предприятий России. Предприятие загружено заказами. Здесь строят самолеты Ту-214, проводится ремонт и модернизация ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160. Среди важнейших стратегических задач — возобновление производства самолета Ту-160, организация производства перспективных образцов авиационной техники. Для своевременного выполнения поставленных задач завод нуждается в высококвалифицированных производственных кадрах».
Тем не менее не доверять источникам, информация которых на протяжении лет исправно подтверждается, мы не имеем оснований. Добавим, что схожая почти один в один с казанской история разворачивается на Воронежском авиазаводе с его 6,5-тысячным коллективом. В 2019 году там создали комиссию по сокращению численности сотрудников. Как писал «АиФ», когда информация об этих планах просочилась в прессу, заводское начальство поспешило успокоить общественность — увольнять планируют только руководящих работников. Между тем сотрудники завода стали сообщать, что о предстоящем сокращении уведомляют даже рядовых рабочих и инженеров, занятых непосредственно в производстве самолетов. Пресс-служба ВАСО данную информацию отрицает: «Сокращение проходит в структурных подразделениях заводоуправления и подразделениях общехозяйственного обеспечения». На предприятии (как и на КАЗе) добавили, что параллельно с сокращениями завод открыл вакансии основных производственных рабочих.
Как объяснила «БИЗНЕС Online» казанский юрист по трудовым спорам Лариса Лазарева, в случае сокращения руководство КАЗа должно издать приказ, каждого увольняемого известить за два месяца, а если увольнение массовое — за три. Сокращаемому положено выходное пособие — среднемесячный оклад. Оспорить увольнение можно только в том случае, если оно проведено с нарушениями.
Один источник уверяет, что решение о новой волне сокращений приняли после августовского визита на КАЗ индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» Анатолия СердюковаФото: © Валерий Мельников, РИА «Новости»
ЭФФЕКТИВНЫЕ ЛИКВИДАТОРЫ
«Не удивляет, — прокомментировал информацию наших источников главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Когда ОАК входила в „Ростех“, его руководство заявило, что корпорация переразмерена и по количеству площадей, и по персоналу. Это соответствует действительности: огромное количество народа и площадок при мелкосерийном производстве. Так не получится никакой экономики и качества, потому что деньги уходят не на модернизацию производства, а на оплату труда людям, которые мало задействованы в производстве.
Чтобы не допускать социальной напряженности, ОАК долго не решалась на сокращения, но до бесконечности так длиться не будет. Корпорацию потому и передали „Ростеху“, что он показал способность решать такие вопросы быстро, бескомпромиссно и делать из отдельных предприятий более-менее работающие структуры — КРЭТ и „Технодинамика“ тому примеры. И „Ростех“ не будет поддерживать такое количество рабочих, чтобы получать штучные самолеты. Руководить процессом будет Анатолий Сердюков, который известен как эффективный ликвидатор. Думаю, об этом уже можно сказать: в процессе вхождения головного ОАК в „Ростех“ произошли серьезные сокращения, то есть оптимизацию начали с головы, а теперь процесс спустится ниже. Сокращений не минуют все подразделения, может быть, за исключением тех, у кого хороший гособоронзаказ и выход продукции (заводы в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске). Казань, Воронеж, Ульяновск, скорее всего, попадут под разнарядку по сокращению, хотя не хотелось бы, чтобы это была разнарядка, а происходило продуманно».
«Информация не соответствует действительности», — после длительной паузы прокомментировали сообщения наших источников в пресс-службе КАЗФото: tatarstan.ru
Напомним, что недавно назначенный новый гендиректор «Туполева» — Ронис Шарипов, в отличие от предшественника, Александра Конюхова, ростеховец, протеже генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова. Общее мнение — Шарипова и назначили, чтобы он в том числе сократил коллектив. «Жесткий, — охарактеризовал его наш собеседник, — разговоров не любит, дружеских отношений не заводит». По словам источника, шефу «Ту» уже представляли оптимизированное штатное расписание КАЗа, но он остался им недоволен — надо сократить еще. Впрочем, это изначально не его воля — давят со всех сторон, говорят наши собеседники.
Недавно назначенный новый гендиректор «Туполева» Ронис Шарипов (на фото) — протеже генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая КолесоваФото: «БИЗНЕС Online»
Источник, близкий к минобороны, напомнил, что сокращения начались еще при Конюхове. Тогда за 3–4 месяца путем перехода на бесцеховую структуру (раньше в нашем авиапроме, в отличие от зарубежного, такого не было) оптимизировали примерно 100 человек там, где было очевидное дублирование и излишняя бюрократия в управлении (источники уже рассказывали нам, что на КАЗе такие проблемы приобрели непомерные масштабы), оставалась «свобода маневра» еще примерно на 150 администраторов. Рабочих и инженеров при этом не трогали.
Кто сразу подаст заявление, вскоре получит 2,5 оклада. Пока разговор идет о вспомогательных рабочих и тех, кому за 65, но точно никто ничего не знаетФото: tatarstan.ru
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОМФОРТЕ И КУЛЬТУРЕ ПРОИЗВОДСТВА
«Разговор на схожую тему у меня был с гендиректором одного из радиоэлектронных заводов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов. — Он говорил: „Я, конечно, могу сразу сократить 500 человек, и по итогам года в фонде зарплаты все будет очень хорошо, но в долгосрочной перспективе многое упадет. К примеру, есть цех, который делает деревянную тару для продукции, если я его ликвидирую и начну ящики на стороне покупать, это лучше или хуже? В случае с КАЗом то же самое: можно ли эффективно заменить вспомогательные цеха, которые делают вещи второго и третьего уровня?“»
Гусаров согласен: перестроить завод под резкое убытие персонала очень тяжело. Но это реально, если руководство параллельно будет думать о повышении производительности труда. Эксперт привел в пример самарский завод «Авиакор». Один из назначенных туда молодых руководителей начал разбираться в причинах высокой себестоимости продукции и чрезмерно длительного цикла производства (к примеру, одну дверь полтора года делали). Выяснилось, что дело в плохой организации работы: люди бо́льшую часть времени ходят по цехам в поисках материалов и инструментов. «В отличие от того же завода Superjet в Комсомольске, — отмечает Гусаров. — Там специальные службы каждому работнику готовят на смену задание, материалы и инструмент. Все это в ящичках выдают. Поэтому в относительно небольшом цехе и собирали по 40 Superjet в год. Казани, Ульяновску, Воронежу такого и не снилось. А вспомогательных рабочих вполне можно заместить. Наверное, если дворнику вместо лопаты купить мини-трактор, он работу, на которую тратит день и кучу усилий, выполнит за час, еще и заменив 10 коллег. Здесь то же самое. Ну не моют на Boeing полы тряпкой! Но должны быть идеальные полы — ровные, чистые, не залитые маслом. Вот тебе оптимизация. Но это уже и культура производства».
В 2016 году президент ОАК Юрий Слюсарь обещал, что в 2019-м мы увидим предприятие другого технологического уровня, по сути, новый КАЗ. Этого не произошлоФото: © Алексей Куденко, РИА «Новости»
Таким образом, эксперт отсылает к изрядно затянувшейся модернизации КАЗа. В 2016 году президент ОАК Юрий Слюсарь обещал, что в 2019-м мы увидим предприятие другого технологического уровня, по сути, новый КАЗ. Этого не произошло. Как говорит один из наших источников, действующий план предусматривает, что последний объект железно должен быть сдан в 2022 году, на 2020-й запланирована сдача 5 объектов, а всего их 11. Другой знакомый с ситуацией собеседник «БИЗНЕС Online» из промышленных кругов РТ уверен, что процесс затянулся из-за фундаментальной ошибки: логичнее было идти не по пути капитального ремонта, а снести здания 50–70-х годов и построить новые».
Гусаров согласен с такой позицией: «В Комсомольске поставили современный ангар, и все прекрасно: энергосбережение, которое у нас всегда одна из главных проблем и нагрузок на себестоимость продукции, лучше, чем у любого старого капитального здания. Это и комфорт для рабочих. То есть с заводами тоже надо вопрос решать, а не только с персоналом». Согласен с тезисом и Фролов: «Да, первоначальные затраты больше, но при этом экономия на жизненном цикле. А когда постепенно станочек купил, отдельный цех подлатал и переоборудовал, все остальное остается по-прежнему, так и существует частями. Но, видимо, когда принимали решение, денег не было, чтобы под ноль все сделать».
Что сегодня делает КАЗ? Ремонтирует Ту-22М3, Ту-160 и Ту-214 — всего 3–4 в годФото: tatarstan.ru
КРЫЛЬЯ — СТАЛЬНЫЕ И БУМАЖНЫЕ
Близкий к военным источник «БИЗНЕС Online» подчеркивает болезненность процесса. «Сократить тысячу человек — непростая задача в условиях техперевооружения, отладки новых технологий, подготовки производства, постройки первых серийных Ту-160М и опытных ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации — прим. ред.)», — говорит наш собеседник. Но и Фролов, и Гусаров, и даже наши источники на КАЗе уверены, что для завода, выпускающего в год один новый и два откапиталенных самолетов, даже с учетом планов на будущее 8 тыс. человек — это много.
Что сегодня делает КАЗ? Ремонтирует Ту-22М3, Ту-160 и Ту-214 — всего три-четыре в год. Строит специальные Ту-214 — один в год. Выпускает киль и хвостовое оперение для Ил-476. В планах (пока работа идет над опытными машинами) — модернизация до варианта Ту-160М полутора десятка строевых машин и строительство новых Ту-160М. Согласно известным данным, первая поставка построенного с нуля стратегического ракетоносца запланирована на конец 2022 года.
По словам близкого к минобороны источника «БИЗНЕС Online», летом должны были подписать контракт на поставку в войска Ту-22М3М, но договора так и нет. Ранее сообщалось, что до этого стандарта доведут 30 строевых Ту-22М3. В прошлом августе министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил «Интерфаксу», что оба прототипа будут предъявлены на госиспытания в третьем квартале 2020 года. Очевидно, этого не произошло.
По словам близкого к минобороны источника «БИЗНЕС Online», летом должны были подписать контракт на поставку в войска Ту-22М3М, но договора так и нетФото: tatarstan.ru
От создания среднего военно-транспортного самолета (СВТС), на строительство которого КАЗ возлагал немало надежд, минобороны, по данным источника «БИЗНЕС Online» в авиапроме, отказались. Остальные планы пока остаются умозрительными. К примеру, в январе «Известия» рассказали о том, что минобороны подготовило тактико-техническое требование на переделку гражданских Ту-214 в противолодочный авиационный комплекс (ПлАК). Источник «БИЗНЕС Online» подтвердил, что тема противолодочного Ту-214 есть, но опроверг то, что в них будут переделывать имеющиеся самолеты: «Придется серьезно перепроектировать фюзеляж — под оборудование, вооружение». По его словам, за образец взяли аналогичный американский комплекс P-8 Poseidon, который также создан на основе пассажирского самолета Boeing 737–800. Для иллюстрации отличий от гражданского борта: Poseidon на 5 внутренних и 6 внешних точках подвески несет до 9 т вооружения — ракет, торпед, мин и бомб. «По противолодочному самолету „Туполев“ дошел до эскизно-технического проекта, — говорит источник. — Но заказа военных пока нет».
Два месяца назад ходили разговоры о том, что КАЗу закажут 15 Ту-214. Как говорит один из наших собеседников, специальный летный отряд «Россия» (перевозит высших чиновников) намеревался заказать еще 6 самолетов, но контракта нет. А разговоры о 9 машинах для минобороны ходят уже три года, но в гособоронзаказ они не заложены.
Два месяца назад ходили разговоры о том, что КАЗу закажут 15 Ту-214Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»
Что же касается ПАК ДА, о котором уже написаны горы статей, что это будет за самолет, так никто и не понимает. Хорошая секретность или?.. «У меня такое ощущение, что ПАК ДА не будет, — говорит Фролов. — Во-первых, большие вопросы по дееспособности КБ „Туполева“. Во-вторых, это очень дорого. Затраты на организацию производства (не только планера, но и двигателей, электроники, шасси и прочего), строительство цехов — десятки миллиардов. Посмотрите, сколько мучаются с Су-57, а ведь это не самый сложный самолет, и преемственность есть, и кооперация выстроена. А ПАК ДА с нуля надо делать. А денег больше не становится, ГОЗ сокращается. В-третьих, материалы: вряд ли он будет, как Ту-160, из алюминия, а с углепластиками у нас не все просто. В-четвертых, спорный вопрос, насколько вообще нужен ПАК ДА: иметь одновременно три „стратега“ — это перебор».
С таким мнением кардинально не согласен близкий к минобороны источник. По его словам, во-первых, уже изготавливается планер первого образца, новые двигатели «Кузнецов» начнет испытывать в этом году, бортовое радиоэлектронное оборудование поступит в конце 2021-го. Во-вторых, ПАК ДА почти в 2 раза дешевле Ту-160М: поскольку дальнобойность ракет позволит не заходить в зону ПВО противника, т. е. делает ненужным сверхзвуковой режим, двигателей не четыре, а два, нет дорогущих титановых балок; углепластика — минимум. В-третьих, ПАК ДА заменит три типа самолетов, — Ту-22М3, Ту-95, Ту-160, — ресурс которых бесконечно продлевать невозможно.
Однако, как видим, пока планы остаются планами, суровая реальность диктует сокращение персонала. «Важно вместе с жировой прослойкой мышцы не вырезать», — напутствует руководство авиазавода один из наших собеседников.
Тимур Латыпов
Свежие комментарии