1820 - В России образовано Артиллерийское училище, с 25 августа 1997 года Военная академия РВСН имени Петра Великого. Служащие РВСН принимают прямое или косвенное участие во всех запусках космических ракет проводимых в нашей стране.
1910 - Родился Георгий Михайлович Шиянов — советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1 мая 1957 года), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.
02.1959).
1916 - Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования №1632 от 24 ноября (7 декабря н.ст.) 1916 года координация деятельности личного состава частей по технической эксплуатации летательных аппаратов возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота, т.е. сформировалась технико-эксплуатационная служба. С этого момента, как указано в приказе ГК ВВС 2000 г. №370, и идёт отсчёт деятельности управления технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения ВВС. День инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил ВКС России.
1921 - Первый английский вертолёт, построенный в натуральную величину и совершивший частично успешные свободные полёты, был построен Луисом Бреннаном и испытан в Фарнборо. Объект повышенной секретности, вертолёт Бреннана имел большой двухлопастный несущий винт, приводившийся в действие установленными на его концах четырехлопастными пропеллерами, работающими от общего двигателя. Пилотировал вертолёт Роберт Грэхем, совершивший 7 декабря 1921 - 2 октября 1925 примерно 70 свободных полётов. После того как машина разбилась из-за неполадок в системе управления, программа была заброшена. Максимальная высота полёта вертолёта Бреннана составляла 3 метра.
1928 - Первый полёт de Havilland Hawk Moth. Первый из высокопланов семейства Moth, аэроплан DH.75 Hawk Moth, имел обтянутый полотном фюзеляж с каркасом из стальных труб и кабиной для четырёх человек. Деревянное крыло с полотняной обшивкой проходило сквозь верхнюю часть кабины и усиливалось парами подкосов к каждому борту. Хвостовое оперение с подкосным стабилизатором было типично для фирмы "de Havilland". Шасси неубирающееся с раздельными основными стойками и хвостовым колесом. Прототип впервые взлетел 7 декабря 1928 года с V-образным мотором de Havilland Ghost мощностью 200 л.с. (149 кВт), сделанным майором Фрэнком Б. Хэлфордом из двух четырёхцилиндровых моторов Gipsy I с общим картером. Однако мощности самолёту все равно не хватало, и для улучшения характеристик на следующие экземпляры ставили звездообразные моторы Armstrong Siddeley Lynx VIA в 240 л.с. (179 кВт). Изменения конструкции включали крыло увеличенного размаха и хорды. После этих изменений самолёт переименовали в DH.75A.
1931 - Начало производства авиационного вооружения на авиазаводе №32.
1931 - Правительством СССР было принято положительное решение о проектировании и постройке самолёта для побития самых престижных авиационных рекордов. С этим предложением к Сталину обратился авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев.
1936 - На митинге рабочих авиазавода им.Менжинского провозглашен призыв: "Страна социализма должна иметь 150 000 лётчиков!".
1940 - Первый полёт совершил английский палубный торпедоносец-бомбардировщик Fairey Barracuda. Цельнометаллический Barracuda был разработан в качестве замены для бипланов Fairey Albacore.
1941 - Нападение авианосных и подводных сил флота Японии на главную военно-морскую базу США Пёрл-Харбор – самая удачная по эффективности военная операция Вооруженных сил Японии во Второй мировой. Атака японцев состояла из двух авианалётов, в которой участвовало 353 самолёта, вылетевших с 6 японских авианосцев. Итогом нападения стало затопление четырёх линейных кораблей ВМС США (два из которых были восстановлены и возвращены к службе в конце войны), ещё четыре были повреждены. Японцы также потопили или повредили три крейсера, три эсминца, 1 минный заградитель; уничтожили 188 - 272 самолётов (по разным источникам); человеческие жертвы - 2403 убитых и 1178 раненых. Электростанция, верфь, топливное и торпедное хранилища, пирсы, а также здание главного управления от нападения не пострадали. Японские потери были лёгкими: 29 самолётов, 5 малогабаритных подводных лодок вместе с 64 погибшими и 1 (!) взятым в плен военнослужащими.
Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Этой цели удалось достичь только частично так как современные надводные корабли США - авианосцы - находились в это время в другом месте и не пострадали. Пострадавшие линкоры были устаревших типов, времен Первой мировой. К тому же, значение линкоров как основной ударной силы флота в эпоху господства авиации резко снижалось.
В тот же день США объявили войну Японии, тем самым вступив в войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях.
8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединённом заседании обеих палат Конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, «дня, который войдёт в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.
1942 - Первый полёт истребителя Белл Р-63 "Кингкобра", США (Боб Стэнли, шеф-пилот фирмы «Белл»).
1944 - На международной конференции в Чикаго принято решение о создании Международной организации гражданской авиации - ИКАО (IСAO). Подписана Чикагская конвенция «О международной гражданской авиации» вступившая в силу с 04.04.1947 года.
7 декабря ежегодно отмечается Международный день гражданской авиации. Гражданской авиацией принято называть виды транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью летательных аппаратов. Генеральная Ассамблея ООН настоятельно призвала правительства, а также соответствующие национальные, региональные, международные и межправительственные организации предпринять соответствующие шаги для его празднования. Этот День стал отмечаться с 7 декабря 1994 года в связи с пятидесятой годовщиной подписания Конвенции о международной гражданской авиации, в соответствии с которой и была создана ИКАО. В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 7 декабря Международным днём гражданской авиации.
1946 - Катастрофа L-14 Super Electra, Магаданская область, близ пос. Берелёх (в 1946 г область входила в состав Хабаровского края), авиаотряда Дальстроя МВД СССР. Целью полёта была перевозка трёх горноспасателей и их спецоборудования (баллоны с кислородом) весом 200 кг. В 10:10 экипаж начал взлёт. Пробежав 200 м, самолёт стал уклоняться влево от направления взлёта. Пилот резко отвернул самолёт вправо на первоначальное направление. Продолжая разбег, самолёт снова уклонился влево на 20 -25 град. и, выйдя за пределы ВПП, смял конус ночного старта. Оторвавшись от земли, самолёт начал медленно набирать высоту. Горкой перетянув строения посёлка Сусуман и прекратив набор высоты, самолёт с незначительным снижением стал набирать скорость. Набрав необходимую скорость, пилот перевел самолёт в набор высоты. На высоте около 100-150 м над посёлком Берелёх произошёл отказ левого двигателя. Пилот начал правый разворот, чтобы вернуться на аэродром. В это же время правый двигатель стал сильно дымить. На развороте произошло увеличение правого крена с потерей скорости. Самолёт опустил нос и столкнулся с землей на расстоянии 10 км от аэропорта в 10 ч 15 мин. При столкновении произошёл сильный взрыв с последующим пожаром. Экипаж и пассажиры погибли. Погода в аэропорту Берелёх: облачность 2 балла, высота нижней кромки более 2500 м, видимость 50 км, ветер С-В -5 м/сек, температура минус 25 град. Всего погибших - 7, экипаж - 4, пассажиры - 3.
Непосредственным виновником катастрофы комиссия считает пилота, который : - нарушил пар. 41 Наставления по Лётной Службе, не прекратив взлёт при уклонении от направления разбега более чем на 15 град. вследствие неисправности мотора , и не выполнил приказ командира авиаотряда испытать самолёт в воздухе перед рейсом(после замены мотора). При отказе одного мотора, не имея достаточной высоты, принял неправильное решение возвращаться на аэродром и при развороте допустил потерю скорости. Косвенным виновником катастрофы является бортмеханик, который : - допустил вылет в рейс с пассажирами самолёта, не испытанного в воздухе, и не поставил в известность руководство авиаотряда о нарушении со стороны пилота.
1950 - Ка-10 впервые в отечественной авиации ВМФ совершил посадку на палубу - крейсера «Максим Горький». Ка-10 - корабельный вертолёт. Морской авиации был необходим малогабаритный вертолёт, не требующий переделки корабельных палуб. Таким и стал Ка-10. В 50-е годы Ка-10 был единственным в мире вертолётом, использовавшимся для связи между кораблями.
1959 - Начались Государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-7Б (С-22).
1962 - Первый полёт трёхмоторного тяжёлого транспортного вертолёта Aеrospatiale SA 321 Super Frelon.
Построены как гражданские, так и военные версии Super Frelon, при этом военные варианты были самыми многочисленными на сегодняшний день, поступающими на вооружение французских военных, а также экспортируемыми в Израиль, южнуюАфрику, Ливию, Китай и Ирак. Выпускались три военных варианта: военно-транспортный, противолодочный и противокорабельный. Транспортная версия способна перевозить 38 экипированных военнослужащих, или, в качестве альтернативы, 15 носилок для эвакуации.
1963 - Первый полёт первого серийного экземпляра бомбардировщика «Mirage» IVA.
1963 - Сорок второй полёт американского ракетного самолёта "X-15", № 1. Самолёт пилотировал пилот Роберт Эйткен "Боб" Рашворт (Robert Aitken "Bob" Rushworth). В полёте достигнута максимальная скорость 6465 километров в час при максимальной высоте подъёма 30785 метров.
1972 - Старт последней американцев на Луну Аполлон-17. В ходе её была осуществлена шестая высадка людей на Луну. Это была третья Джей-миссия (англ.J-mission) с акцентом на научные исследования. В экипаж корабля впервые вошёл учёный-профессионал, геолог Харрисон Шмитт. В распоряжении астронавтов так же, как и в ходе двух предшествовавших экспедиций, был лунный автомобиль, «Лунный Ровер» № 3. Командно-служебный модуль «Аполлона-17» имел позывные «Америка», лунный модуль — «Челленджер». На тот момент это был первый ночной запуск в истории пилотируемой космической программы США
1973 - Катастрофа Ту-104Б (CCCP-42503), а/п Москва (Домодедово), Грузинское УГА, Тбилисский ОАО.
Экипаж выполнял нестабилизированный по курсу заход на посадку в СМУ (снегопад). Самолёт прошёл ДПРМ на слишком большой скорости. Экипаж продолжал попытки выровнять самолёт относительно посадочного курса и одновременно начал снижать скорость. Это привело к боковому скольжению и значительному уклонению в сторону при пролёте БПРМ. При попытке довернуть на посадочный курс самолёт накренился, задел левым крылом землю, перевернулся, раскололся пополам и загорелся. Всего погибших - 16, экипаж - 5 (7), пассажиры - 11(68). Причиной катастрофы является неправильно принятое решение командиром корабля, выразившееся в попытке совершить посадку вместо ухода на второй круг после вывода самолёта в район БПРМ с боковым уклонением, что привело в дальнейшем при исправлении захода к созданию чрезмерно больших кренов на малой высоте и касанию левым крылом земли с последующим разрушением самолёта.
1976 - Первый полёт штурмовика Т-8Д (Су-25) "Грач"; Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин.
1980 - Первый пассажирский рейс американского самолёта в Китай после 1949 года. Лайнер авиакомпании Pan Am Boeing 747 China Clipper прибыл в Пекин из Нью-Йорка через Токио.
1982 - Катастрофа Ми-8Т (СССР-25218) Грузинская ССР, Цаленджихский район, близ Джвари, Грузинское УГА, Кутаисский ОАО.
Экипаж 230 лётного отряда выполнял работы с грузом на внешней подвеске. В результате обрыва одного из стропов возникла сильная раскачка груза с захлестом троса на несущий винт, который в результате разрушился. Вертолёт потерпел катастрофу. Находившиеся на борту 4 члена экипажа и служебный пассажир (прораб заказчика) погибли...
1988 - Катастрофа Л-410УВП (CCCP-67127), Красноярский край, близ Кодинска, Красноярское УГА, 2-й Красноярский ОАО.
Столкнулся с землей в 4 750 м от ВПП и в 735 м левее ее оси с креном 48º на левое крыло на траектории с наклоном 24º во время третьего разворота. На радиовысотомере не была задана предельно малая высота. Маяк дальнего привода не использовался. Экипаж и четыре пассажира погибли, восемь - получили телесные повреждения...
1994 - Первый полёт ещё одного "Грача" - многоцелевого транспортного Т-101. Он должен был стать «преемником» труженика Ан-2.
1995 - Катастрофа самолёта Ту-154Б Хабаровского объединенного авиаотряда (RA-85164) выполнял рейс по маршруту Южно-Сахалинск – Хабаровск (Россия). На борту находилось 90 пассажиров и 8 членов экипажа.
При выполнении полёта самолёт исчез. Его обломки были обнаружены только через 12 суток. Все погибли.
Расследованием было установлено, что с эшелона полёта 10600 метров самолёт перешёл в правый крен, который парировать не удалось, и на большой скорости столкнулся с землей.
Катастрофа произошла вследствие входа самолёта в крутую нисходящую спираль в полёте на крейсерской высоте в режиме автоматического управления и могла быть обусловлена сочетанием следующих факторов:
1. Сверхнормативная скоростная "валёжка" самолёта, что побудило экипаж применить в полёте непредусмотренный Руководством по эксплуатации метод корректировки поперечной балансировки посредством несимметричной перекачки топлива из крыльевых баков.
2. Отклонения в регулировке системы управления элерон-интерцепторами от требований ТУ, что при полёте в автоматическом режиме снизило располагаемый момент поперечного управления и привело к недопустимо быстрому выходу на упор рулевого агрегата элеронов, незаметному для экипажа, и последующему плавному правому кренению самолёта.
3. Отсутствие ярко выраженных отклонений контролируемых параметров несимметрии топлива в крыльевых баках за пределы допустимых (привычных), в т.ч. и из-за увеличения погрешностей показаний бортовых топливомеров при эволюциях самолёта, а также достаточной информации об исчерпании возможностей автоматической балансировки самолёта в поперечном канале, что не позволило экипажу своевременно определить начало развития особой ситуации.
4. Недостаточный контроль за развитием правого кренения из-за отвлечения внимания экипажа на выполнение процедур предпосадочной подготовки, уменьшение эффективности сигнализации "крен велик", связанное с исключением соответствующей звуковой сигнализации, что привело к значительному запаздыванию экипажа в распознавании развития особой ситуации.
5. Позднее вмешательство пилотов в управление по парированию интенсивного кренения самолёта, нарушение взаимодействия в экипаже, из-за отсутствия в программах подготовки лётного состава специальных тренировок, что привело к полной потере пространственной ориентировки и не позволило предотвратить авиационное происшествие. Комиссия полагает, что применение на современных отечественных и зарубежных самолётах системы индикации углового положения с использованием принципа "вид с самолёта на землю" при определённых сочетаниях больших углов крена и тангажа, характерных для глубоких спиралей, не позволяет исключить ошибки при оценке пилотами пространственного положения самолёта. " (МАК).
1996 - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 7 декабря Международным днём гражданской авиации.
1998 - Стыковка на орбите модулей "Заря" и "Юнити" и образование Международной космической станции (МКС) "Альфа".
1999 - Первый полёт УТС МиГ-АТ с первой российской цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Михайлович Горбунов.
Родился 3 февраля 1923, округ Линкольн, Западная Виргиния.
Во время Второй мировой войны сначала был авиамехаником, но в 1942 году стал пилотом. Обучался на Bell P-39 Airacobra, а на службе летал на P-51 Mustang, в ноябре 1943 был отправлен в Англию, сбил 11 самолётов противника, включая реактивный Me-262, когда тот шёл на посадку. 12 октября 1944 года стал «асом одного дня», сбив за один вылет 5 самолётов противника. Ему принадлежит популярная фраза «Когда я в первый раз увидел реактивный самолёт, я его сбил».
14 октября 1947 года Йегер на самолёте Bell X-1 стал первым человеком, превысившим скорость звука в управляемом горизонтальном полёте. Впоследствии он внёс большой вклад в развитие военной авиации и космонавтики в США (но сам в отряд астронавтов не попал по причине отсутствия высшего или средне-специального образования: Йегер имел лишь аттестат об окончании средней школы). Его авиационная карьера продолжалась более чем 60 лет, и за это время он успел побывать в самых разных уголках земного шара, включая Советский Союз во времена холодной войны. Во время вьетнамской войны командовал авиакрылом и совершал боевые вылеты. Был военным атташе в Пакистане во время индо-пакистанской войны.
В 1953 году, на съёмках фильма «Лётчик» (англ. Jet Pilot), Чарльз Йегер на том же Bell X-1 исполнил много эффектных воздушных сцен. Однако, сочтя фильм неудачным, продюсер Говард Хьюз «положил фильм на полку», в прокат картина вышла лишь в 1957 году.
2021 - Скончался Гурген Рубенович Карапетян в Москве на 85-м году жизни — советский и российский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1991), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986). Гурген Карапетян жил в Москве. Трудился на Московском вертолётном заводе имени М. Л. Миля в должности заместителя генерального директора по стратегическому развитию. Работал в АО «Вертолёты России» в должности начальника службы безопасности полётов, затем — советника генерального директора по безопасности полётов. Всего за годы работы Карапетян освоил 39 типов вертолётов, планёров и самолётов, а с учётом модификаций — более 100. Провёл в воздухе более 5500 часов, летал на всех типах вертолётов фирмы Миля. Принял участие как соавтор в создании двух изобретений, опубликовал ряд научных статей в отечественных и иностранных журналах...
7 декабря в нашей стране традиционно отмечается День инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил ВКС России.
Также в этот день отмечается Международный день гражданской авиации.
Свежие комментарии