Командир экипажа самого большого самолета в мире Ан-225 Мрия Дмитрий Антонов рассказал о внутренней кухне профессии при полетах на авиалайнере-гиганте и Ан-124 Руслан. Эти два типа самолета составляют основу флота крупнейшего грузового авиаперевозчика Украины «Авиалиний Антонова».
Почти 2-часовое интервью летчика размещено на youtube-канале «Переговорка». avianews.com выбрал наиболее интересные моменты.
Турбулентность
Несмотря на свои размеры и Руслан, и Мрия чувствуют турбулентность. Иногда попадаем в хорошую турбулентность, не в облако, а в турбулентность ясного неба. Крыло при этом может ходить вверх и вниз на 1,5 метра и больше. Однако такая турбулентность прогнозируется довольно неплохо. У пилотов есть планшеты, в которых на маршрут накладываются данные о погоде. И мы видим зоны, в которых стоит ожидать турбулентность.
В наших самолетах стоят локаторы Honeywell. На них видно грозовые облака, и мы их обязательно облетаем. Иногда в самолеты попадала молния. На обтекателях Руслана и Мрии вмятина была 1,5х1,5 метра и метр внутрь.
Чем пилот занимается во время полета?
Задача пилота — контроль за режимом работы двигателей, скоростью, направлением. Автопилот работает и помогает, но его надо контролировать. Еще нужно следить за воздушной ситуацией вокруг. Мы огромные, но в мире летают и другие большие самолеты. Если летит Airbus А380, а мы под ним, то надо не попасть в его спутную струю. Раньше попадали, и были не очень хорошие последствия — бросало самолет сильно. Это хуже, чем турбулентность ясного неба.
Для переговоров в самолете есть три радиостанции. Одна для связи с наземным диспетчером, одна для аварийной частоты 121,5, третья станция — межсамолетной навигации 123,45. Там болтают о всем подряд. Даже о том, кто что поел с утра. Для связи с базой в Гостомеле у экипажа есть спутниковые переносные телефоны.
Экипажи и их ротация
На Мрии экипаж включает 6 человек и 2 бортоператора. На Руслана есть вариант 6+2 или 4+2. Из семи Русланов «Авиалиний Антонова» четыре модернизированы, и там уменьшено количество членов экипажа до 4 за счет сокращения одного бортинженера и отсутствия радиста.
В реалиях мы летаем усиленным экипажем. Берем 1,5-рный состав, что позволяет нам работать дольше, чем при одиночном экипаже. Еще берем с собой 9 техников. Итого в самолете находится 18-19 человек.
По нормам в месяц пилот может летать не более 90 часов. На практике это означает, что человек пилотирует 2-3 недели, а затем его заменяют. Отправлять Руслан или Мрию для замены экипажей дорого, поэтому смена пилотов проходит в больших аэропорта между перевозками грузов, например, в Баку, Стамбуле или Лейпциге. Новый экипаж привозят из Киева на небольших самолетах Ан-24 или Ан-74 и этими же самолетами забирают в Украину летчиков на отдых.
Отдых экипажей в полете
В Мрие и Руслане есть просторная зона отдыха, по которой можно пройтись. Там установлена кухня с хорошим духовым шкафом и холодильником. Можно что-то пожарить или приготовить чай, кофе.
На борту действует сухой закон для всех, даже тех, кто не выполняет обязанностей. Если что то происходит, то после посадки приезжает инспекция и ведет всех на контроль.
Зона для сна в Мрие и Руслане выглядит как купе в поезде. В самолетах есть два купе с тремя спальными местами в каждом. На Мрие можно установить еще 3-4 места в дополнительном купе. Матрасы для этого закупили.
Все самолеты имеют полноценные туалеты, но так было не всегда. Когда начинали летать с 1982 года до начала 1990-х, туалета не было. Было ведро. Кто крайний забегал в уборную, должен был где-то все вылить на аэродроме. Можете себе представить, если прилетели в приличный аэропорт, а ты с ведром носишься, ищешь, где его вылить.
Температура на борту
В кабине держим температуру 22 градуса. Она регулируется, но поле температур не очень равномерное. Когда у летчиков нормально, радисты сзади могут замерзать. Система кондиционирования шумная, из-за этого приходится ходить в наушниках.
В салоне с грузом температура поддерживается в зависимости от требования к грузу. Если ничего не делать, при длительном полете температура может снизиться по -30. Когда мы перевозим спутники, есть требование к температуре +15-20 градусов. Чтобы ее поддерживать, подаем теплый воздух.
Грузы на Мрие
Обычно Мрия возит что-то негабаритное, тяжелое. Если груз тяжелый и небольшого размера, то необходима рама, которая распределит нагрузку на пол. Самый хороший и любимый груз — колесная техника. Погрузку можно совершить за полчаса.
Как-то везли экспериментальную лопасть от ветрогенератора. Ее сделали в Китае для нового ветряка, а отвезти нужно было на краш-тест в Данию. Лопасть была длиной 44 метра и весом 10 тонн. Самолет во время такого рейса был практически пустой.
Еще был случай, когда отвозили туалетную бумагу в Афганистан для военны, но такую перевозку выполнял Руслан.
Самая длительная командировка
Один раз был в командировке 76 дней и налетал всего 56 часов. Длительные простои были из-за того, что работы особо не было, а самолет дорого пустым гнать домой. Поэтому было проще дождаться, когда хоть какой-то груз появится, и его перевозка окупит ожидание экипажа.
Мы не останавливаемся в опасных странах, например, Афганистане. Привезли туда груз, но если груза обратно нет, то перелетаем в ближайший безопасный регион, чтобы дождаться нового заказа.
Потребление топлива
Среднечасовой расход у пустого Руслана 11 тонн керосина, у Мрии — 16 тонн. Если самолеты летят с загрузкой, то 14 тонн и 21 тонна соответственно.
У Мрии баки рассчитаны на 370 тонн. Если их все заполнить, это превысит максимальный взлетный вес самолета. Из-за этого основной бак в центроплане никогда не заполняли. Если понадобится, можем заправить максимум 350 тонн.
Без груза Мрия может лететь 17 часов без промежуточных посадок. За это время она может преодолеть до 15 тыс. километров.
Свежие комментарии