1823 – Родился Николай Владимирович Маиевский — российский механик и учёный-артиллерист. Генерал от артиллерии (1889), член-корреспондент Петербургской Академии наук (1878), заслуженный профессор (1858). Член Санкт-Петербургского математического общества. Известен как один из основоположников внешней баллистики. За заслуги в развитии русской артиллерии и науки дважды был удостоен Михайловской премии — в 1859 и 1866 годах.С 1858 года возглавлял кафедру баллистики в Михайловской артиллерийской академии.Скончался 11 (23) февраля 1892 года в Петербурге, похоронен в родовом имении Первино (у Смоленской церкви села Пятница Плот Торжокского района Тверской области). На могиле установлен памятник в виде обелиска из чёрного гранита.
1902 – Родился Кирилл Семёнович Москаленко — советский военачальник, дважды Герой Советского Союза(23.10.1943,21.02.1978), Маршал Советского Союза(1955). Командующий 40-й А Воронежского фронта; главный инспектор Министерства обороны – заместитель министра обороны СССР, Маршал Советского Союза. В июне 1953 г. участвовал в аресте Министра Внутренних Дел Л.П. Берии. С 1960 по 1962 гг. главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения – заместитель министра обороны СССР. С 1962 г. – главный инспектор Министерства обороны – заместитель министра обороны СССР.С декабря 1983 года — в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Кирилл Семёнович Москаленко скончался 17 июня 1985 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище...
1910 - Эдуард Ньюпор на самолёте собственной постройки "Ньюпор" II, с фюзеляжем более обтекаемой формы, достиг скорости 119,76 км/ч. Самолёт мог оборудоваться, по требованию заказчика, различными двигателями - Nieuport Darracq мощностью 20 и 28 л.с., Anzani (40 л.с.), Gnome (50, 70 или 100 л.с.).
1911 - Иван Иванович Стаховский совершил первый в России полёт на гидросамолёте «Вуазен-Канар».
1914 - Перелёт Киев-Гатчина (1277 км за 7 час. 45 мин. лётного времени) штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова с механиком унтером-офицером Геннадием Матвеевичем Нелидовым на "Ньюпоре-IV".
1920 – Родился Виталий Петрович Радовский — советский конструктор ракетных двигателей, учёный, главный конструктор Конструкторского бюро энергетического машиностроения НПО «Энергомаш» (1974-1991 гг.), член-корреспондент АН СССР (1987), Герой Социалистического Труда (1976),Лауреат Ленинской (1960) и Государственной премий СССР (1985). Виталий Петрович Радовский умер 13 сентября 2001 года. Он похоронен в городе Химки Московской области на Машкинском кладбище...
1926 - Перелёт 11-14 мая Шпицберген-Аляска через Северный полюс дирижабля «Норге» («Норвегия») с экипажем из 16 человек во главе с Р.Амундсеном, Л.Элсуортом и У.Нобиле, 5.400км за 72 ч. Над полюсом -12 мая. Дирижабль «Норвегия» (командир экспедиции Амундсен, первый пилот Нобиле) пролетел над Северным полюсом планеты, посрамив скептиков. Линкольн Эллсуорт сбрасывает с дирижабля «Норвегия» на Северный полюс норвежский, итальянский и американский флаги.
1931 - Швейцарский физик Огюст Пикар совершил полёт в стратосферу, взлетев на водородном стратостате в герметической капсуле на высоту 15 281 м. В следующем году он перекрыл собственный рекорд, поднявшись на 16 201 м. Побит этот рекорд был три года спустя американцами капитанами Орвилом Андерсеном и Альбертом Стивенсоном, которые в небе над южной Дакотой достигли высоты 22 066 м.
1934 - Поднялся в воздух DC-2. Первый DC-2, названный «City of Chicago», поднялся в воздух 11 мая 1934 года, а три дня спустя был передан TWA. В пассажирском салоне 14 кресел устанавливались по два в ряду, с одним проходом. Причём кресло было регулируемым и даже могло разворачиваться к сидящему сзади пассажиру. Каждый пассажир имел персональный иллюминатор с хорошим обзором.
1935 - Первый полёт самолёта конструктора Зельмана Исааковича Ицковича КАИ-1 No.3 (УПБ) - вариант КАИ-1 с теми же обводами, размерами и конструкцией, но оборудованный как трёхместный учебно-тренировочный для перехода на бомбардировщик (учебно-переходной бомбардировщик УПБ), лётчик-испытатель Борис Николаевич Кудрин. На самолёте было установлено два двигателя М-11. Вооружение - пулемёт ДА (сзади) и до 160 кг небольших бомб в разных вариантах, частично с внутренней подвеской.
1936 - Самолёт "Бристоль 138А" впервые поднял в воздух пилот Сирил Ювинс. Самолёт "Бристоль 138А" (заводской номер 7840) был построен в начале 1936года и получил военный регистрационный номер К4879. На машине был установлен серийный редукторный двигатель "Пегас" IV с передним выпускным коллектором и трёхлопастным воздушным винтом.
1936 - СТО принял постановление «О специализации авиазаводов на производстве новых типов самолётов». Серийный выпуск двухмоторных бомбардировщиков ДБ (РД) ДБ-3 2М-85 или ДБ-2 2М-85 запланировали на заводах № 39, 126 и 18. Этим же документом предписывалось для выявления конструктивных и эксплуатационных качеств ДБ-3 обязать ГУАП НКТП построить три экземпляра самолёта и передать на совместные испытания в августе 1936 года.
1938 – Первый полёт «воздушного истребителя танков» ВИТ-2 конструктора Николая Николаевича Поликарпова, лётчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов.
1939 – 11 мая-16 сентября. Боевые действия против японских войск на реке Халхиин-Гол в Монголии.
1939 - В авиакатастрофе на УТИ-4 погибли Герой Советского Союза лётчик-испытатель Анатолий Константинович Серов и лётчица Полина Денисовна Осипенко. Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве...
1945 - На Як-3Р с включённым ЖРД на высоте 7800 м была достигнута скорость 782 км/ч.
1949 – В США, в качестве ракетного полигона (ныне космодром), выбран мыс Канаверал, штат Флорида.
1950 - На Ка-10 № 4, молодой лётчик-испытатель Игнат Игнатьевич Кедровский, который довольно быстро освоил машину, вышел на режим авторотации. Это был первый случай намеренного введения в неё соосного вертолёта, который помог опровергнуть авторитетное предсказание Михаила Леонтьевича Миля о невозможности авторотации.
1953 - Катастрофа при испытательном полёте самолёта «Ту-95/1»: пожар в 3-м двигателе, вскоре охвативший весь самолёт.
Во взорвавшемся самолёте погибли командир корабля – Алексей Дмитриевич Перелёт, бортинженер – Анатолий Фёдорович Чернов, до последнего момента пытавшиеся спасти опытную машину. Штурман-испытатель Семён Семёнович Кириченко покинул самолёт, но его вместе с парашютом накрыло ударной волной и пламенем от взрыва. Техник по виброиспытаниям из НИИСО – А.М. Большаков покинул самолёт, забыв в суматохе надеть парашют, на котором он сидел, но говорили, что он и не умел им пользоваться. Остальные сумели спастись на парашютах: второй лётчик – В.П. Морунов; бортрадист – Н.Ф. Майоров; ведущий инженер – Н.В. Лашкевич; помощник ведущего инженера – А.М. Тер-Акопян; бортэлектрик – И.Е. Комиссаров; бортмеханик – Л.Е. Борзенков; инженер ЛИИ – К.И. Вайман. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1954 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники», лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт и бортинженер-испытатель Анатолий Фёдорович Чернов посмертно были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Похоронены на Ваганьковском кладбище...
1961 - Состоялся первый отрыв от земли вертолёта Ка-25,лётчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов. Первый полёт по кругу - 20 июля. Ка-25 — советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Являлся первым советским вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение. Первый противолодочный вертолёт СССР. (Первый сухопутный боевой вертолёт Ми-24 появился несколько позже, в 1969 году.) На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году и принят на вооружение 2 декабря 1971 года.
1964 - На заводе ВВС 42 Палмдейл, Калифорния, выкатка первого прототипа North American Aviation XB-70A-1-NA Valkyrie, 62-0001. В августе 1960 года ВВС США заключил контракт на один прототип XB-70 и 11 предсерийных YB-70 самолетов, однако к 1964 году эта программа была сокращена до трёх XB-70. Только два будут построены.
1973 - В Советском Союзе с космодрома Байконур запущена долговременная орбитальная станция "Салют" типа "ДОС". Сразу после выведения на компенсацию возникших автоколебаний станции системой управления был израсходован весь бортовой запас топлива двигателей ориентации. Станция продолжала неориентированный полёт, поэтому в пилотируемом режиме использоваться не могла и получила название «Космос-557».
1973 - Катастрофа Ил-18 под Семипалатинском — авиационная катастрофа, произошедшая к югу от города Семипалатинск Казахской ССР (СССР) с самолётом Ил-18Б с бортовым номером 75687 (заводской — 189001202) авиакомпании Аэрофлот, в результате чего погибли 63 человека.Самолёт выполнял рейс 6551 по маршруту Баку—Ташкент—Новосибирск. Пилотировал его экипаж(на фото) из 107 лётного отряда, состоящий из командира В. С. Логинова, второго пилота Ю. А. Филина, штурмана В. М. Филатова, бортмеханика В. Н. Першина и бортрадиста Д. К. Маркина. В салоне работали стюардессы Ж. С. Григорян, Т. Ф. Луговая и В. В. Размолодина.На его борту помимо 8 членов экипажа находились также сопровождающий милиционер, 51 взрослый пассажир и 3 ребёнка.
Полёт выполнялся ночью на эшелоне 9000 м с включенным автопилотом в режиме стабилизации высоты. Внезапно самолёт перешёл в быстрое снижение. Разрушение самолёта началось на высоте 5000м. Обломки самолёта упали недалеко от Семипалатинска.Все 63 человека на борту авиалайнера погибли...
Речевой самописец не найден, самописец параметров полёта был очень сильно повреждён и информацию из него получить не удалось. Сообщений от экипажа не поступало. В связи с этим причина катастрофы и характер развития аварийной ситуации не установлены.Предположительные причины: столкновение с посторонним предметом, повредившим крыло и оперение или отказ автопилота. По неподтвержденным данным, самолёт был сбит средствами ПВО, базировавшимися в районе пос. Аягуз, во время учений Средне-Азиатского военного округа.
1976 - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от противолодочный вертолёт-амфибия был официально принят на вооружение с присвоением ему обозначения Ми-14ПЛ.
1977 – Соглашение между АН СССР и NASA США о совместных полётах ОС «Салют» и МТКК «Спейс Шаттл».
1978 - Катастрофа самолёта Су-24 (Т-6-16), лётчик-испытатель 2-го класса п-к Пётр Иванович Кузнецов, штурман-испытатель 1-го класса Леонид Степанович Данилов. Испытательный полёт с дымовой авиабомбой.После отрыва самолёт начал крениться влево с увеличивающимся креном. С небольшим снижением самолёт вначале цепляет землю консолью крыла, затем идет на нос. Удар… Пожар… Взрыв…Комиссия установила, что странности начались с начала разбега.Во-первых, самолёт в процессе разбега почему-то уклонялся влево, и отрыв произошёл у боковой границы ВПП на скорости немного меньше расчётной. Во-вторых, нарастание скорости на разбеге было вялым, несмотря на то, что двигатели работали в максимальном режиме. В-третьих, почему-то после отрыва Кузнецов не парировал развитие левого крена отклонением руля направления. КК погиб, штурман успел катапультироваться и остался жив.Пётр Иванович Кузнецов похоронен на кладбище пос. Чкаловский Щелковского района Московской области...
1983 - Рекорд скороподъёмности на 6,4 км за 4 мин. 46 с и достигнута максиамальная высота в горизонтальном полёте 6552 м на Ка-32, пилот мастер спорта международного класса Татьяна Ивановна Зуева.
1984 - Начало серийного производства двигателей АЛ-31Ф на ММПП «Салют».
1987 - Первый полёт самолёта Learjet 31. Это административный самолёт, разработанный американской фирмой Learjet (входящей в корпорацию Bombardier Aerospace). Самолёт Learjet 31 объединил фюзеляж, кабину и двигатели модели 35А/36А с крылом Модели 55. Он имел два турбовентиляторных двигателя TFE731-2 и крылышки вместо топливных баков на концах крыла, а также "кили Дельта" ("Delta Fins"), расположенные под задней частью фюзеляжа для увеличения путевой устойчивости при всех скоростях.
1988 - Первый полёт совершил разработанный итальянскими и бразильской компаниями опытный штурмовик AMX, который в марте был торжественно выкачен из ворот сборочного цеха авиационного завода в Турине.
1994 - Катастрофа Ми-2 RA-23462 Новосибирского авиапредприятия в пос. Парабель. Экипаж в составе КВС и КВС-инструктора выполнял полёт по санзаданию из Новосибирска. На борту находился врач-хирург. После взлёта ночью в а/п Парабель и набора высоты 100-150 м. вертолёт вошёл в крутой правый разворот и со снижением начал движение к площадке взлёта. Движение после выхода из разворота происходило по наклонной траектории с опущенным носом, на большой скорости, без эволюций по крену и тангажу до столкновения с землей. После удара о землю в 700 м от места взлёта вертолёт воспламенился и полностью сгорел.Все погибли.Причина катастрофы не установлена. Вероятными причинами могли быть: - неисправность авиатехники, растерянность пилота, не позволившая в ночных условиях определить истинную высоту и создать посадочное положение.
1996 - Катастрофа DC-9 в Эверглейдсе. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании ValuJet Airlines выполнял рейс VJ592 (позывной — Critter 592) по маршруту Майами—Атланта, но через 8,5 минут после взлёта в его грузовом отсеке вспыхнул пожар, который вскоре проник в салон самолёта. Экипаж попытался развернуть самолёт и посадить его в Майами, но лайнер резко перешёл в пикирование и рухнул в болото Эверглейдс в 36 километрах от аэропорта Майами. Погибли все находившиеся на его борту 110 человек — 105 пассажиров и 5 членов экипажа. Согласно отчёту, причиной катастрофы стало возгорание в переднем багажном отсеке авиалайнера. Согласно официальной версии источником возгорания стали химические кислородные генераторы, перевозившиеся с грубейшими нарушениями правил перевозки опасных грузов. Один из генераторов, упакованных в картонную коробку, сработал самопроизвольно, при этом его корпус сильно нагрелся, что вызвало пожар в закрытом багажном отсеке. После этой катастрофы на приборных панелях всех самолётов появилась система быстрого предупреждения о пожаре.
1997 - Первый полёт СЛА Аэропракт А-20М,генеральный конструктор авиастроительной компании "Аэропракт", разработчик и конструктор самолёта А-20 , Юрий Яковлев. Отличается от А-20 4-цилиндровым двигателем "Rotax-912" мощностью 80 л.с., улучшенной аэродинамикой. Максимальная скорость увеличена до 200 км/ч.
1998 – На вертолёт Ка-32А11 ВС получен сертификат ТИПА по американским нормам лётной годности FAR-29.
1998 – Американская ракета «Гало» достигла рекордной для любительских воздушных аппаратов высоты – 58 км.
2009 - Из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) осуществлён пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (126-й полёт МТКК; программа полёта STS-125 с космическим кораблем OV-104 Atlantis (30-й полет ОС). Корабль пилотирует экипаж в составе: Скотт Даглас Олтман (англ. Scott Douglas Altman) (4-й космический полёт), командир экипажа; Грегори Карл Джонсон (англ. Gregory Carl "Ray J" Johnson) (1 полёт), пилот; Майкл Тимоти Гуд (англ. Michael Timothy "LeBueno" Good) (1 полёт), специалист полёта-1; Кэтрин Меган Макартур (англ. Katherine Megan McArthur) (1 полёт), специалист полёта-2; Джон Мейс Грансфелд (John Grunsfeld) (5 полёт), специалист полёта-3 ; Майкл «Майк» Джеймс Массимино (англ. Michael “Mike” James Massimino) (2 полёт), специалист полёта-4 ; Эндрю Джей (Дрю) Фьюстел (англ. Andrew Jay (Drew) Feustel) (1 полёт), специалист полёта-5. Планируемая длительность полёта корабля - 11 суток. Основной целью является ремонт орбитального телескопа Hubble. Миссия STS-125 — пятый полёт к телескопу «Хаббл». Посадка корабля 24 мая 2009 года.
2018 - В США в 20:14 UTC с площадки LC-39А Космического центра NASA имени Кеннеди на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлён пуск ракеты-носителя "Falcon-9 FT" B1046 со спутником связи "Бангабанду-1", созданном специалистами компании Thales Alenia Space для Бангладеш. Этот запуск стал первым для новой, пятой по счёту модификации самой ракеты. Обновлённая возвращаемая первая ступень рассчитана на десять стартов без ремонтных работ после возвращения на Землю, и на ресурс до 100 стартов при последующем ремонте. Предыдущий вариант предусматривал только два запуска.
Свежие комментарии