Boeing 737-8 MAX. Фото: Chris P. Edwards | Airliners.net
В 2016 году компания Boeing представила новую модель пассажирского самолета — 737 MAX. Лайнер должен был стать самым экономичным пассажирским самолетом в своем классе, он очень заинтересовал авиакомпании по всему миру: они разместили заказы на 5000 лайнеров.
Предлагаем Вам обзор о ситуации с Boeing 737 MAX от издания VC.RU.Однако в октябре 2018 и в марте 2019 года произошло две катастрофы 737 MAX. Как выяснили в результате расследования, катастрофы произошли из-за действия системы управления MCAS.
Из-за специфической поломки датчиков угла атаки MCAS «сходила с ума» и направляла самолет в землю. Полеты всех самолетов запретили, 371 лайнер остаются ждать устранения неисправностей в аэропортах.
Проблемы Boeing
Вскоре после обнаружения проблемы и «приземления» 737 MAX в компании Boeing пообещали быстро выпустить обновление ПО самолёта, чтобы устранить проблему с системы MCAS. В Boeing заявляли о готовности пройти повторные испытания сперва в апреле, затем — в мае.
Однако Федеральная авиационная администрация США (FAA) в июне выявила новые проблемы в ПО самолёта. На текущий момент сертификацию самолета перенесли на январь 2020 года, есть большая вероятность, что она сдвинется дальше. До момента устранения всех неисправностей самолет не поднимется в воздух.
Кроме того, сертификация самолета в США не означает автоматического разрешения на полеты по всему миру. Европейское агентство гражданской авиации (EASA) требует провести собственные тесты самолета.
Европейских авиационных чиновников можно понять — в результате расследования выяснилось, что во время первой сертификации 737 MAX американское агентство FAA практически отдало тестирование самолета в руки самой компании Boeing.
В Boeing считали, что они быстро решат проблемы с ПО и снова поднимут самолет в воздух через месяц–два, но эта идея обернулась финансовым и производственным кошмаром для компании.
Сейчас Boeing теряет минимум $1 млрд в квартал из-за простоев 737 MAX. Самолет, который когда-то был самым продаваемым в истории, за несколько месяцев «приземления» не принес ни одного заказа.
Только в июне 2019 года на парижском авиашоу лизинговая компания IAG объявила о будущей покупке 200 лайнеров 737 MAX (можно только предполагать, какими скидками со стороны авиапроизводителя удалось заключить эту сделку).
Производство лайнеров — это сложный технический процесс. На сборке 737 MAX занято более 10 тысяч человек, детали самолетов поставляют сотни компаний со всего света. В надежде на скорую сертификацию лайнеров Boeing решила не останавливать конвейер по производству 737 MAX, и на сегодняшний день вокруг сборочных цехов скопилось более 60 самолетов.
Из-за нехватки свободных площадей компания вынуждена размещать лайнеры даже на автомобильных парковках для сотрудников.
Компания уже снизила скорость сборки лайнеров с 52 самолетов в месяц до 42, но место заканчивается — и в Boeing заявляют, что остановить производство все же придется.
Из дополнительных расходов для Boeing можно отметить создание фонда в $100 млн для жертв авиакатастроф и задержки новейшего самолета 777X со складывающимся крылом до 2020 года из-за проблем с двигателем. Короче говоря, дела у авиапроизводителя так себе.
Проблемы авиакомпаний
После обнародования причин авиакатастроф много говорили о том, что авиакомпании начнут отказываться от контрактов на Boeing 737 MAX.
И это действительно происходит. Индонезийская авиакомпания Garuda отказалась от 49 лайнеров, саудовский Flydeal отказался от 30 лайнеров, после катастрофы 737 MAX в Ethiopian заявляют, что с большой вероятностью откажутся от четырех имеющихся и 29 заказанных MAX.
Однако крупнейшие покупатели 737 MAX пока ждут свои самолеты. Например, один из крупнейших лоукостеров Ryanair ждет 137 лайнеров в свой флот. Авиакомпания ожидала первые самолеты уже осенью этого года, к лету 2020 в ее флоте должны были появиться 58 лайнеров.
Задержки в сертификации привели к тому, что Ryanair уже начинает отменять рейсы из-за нехватки самолетов. Всего авиакомпания готовится отменить более 30 тысяч рейсов в следующем году и вероятно закроет некоторые направления совсем. Это больно ударит по европейским региональным аэропортам, многие из которых буквально живут на рейсах Ryanair.
Для самой авиакомпании с растущими издержками и падающими доходами задержка сертификации тоже некстати. Острый на язык CEO компании Майл О’Лэйри посоветовал Boeing «уже наконец собраться» (точнее говоря, “get their shit together”) и довести самолет до сертификации.
Кстати, со стоящих на американских парковках лайнерах для Ryanair пропало обозначение Boeing 737 MAX — вместо этого на самолетах пишут Boeing 737-8200. Это свидетельствует о том, что в PR-целях авиапроизводитель переименует свои самолеты.
На Boeing 737 Max Ryanair изменили обозначение модели самолета. Теперь оно напоминает телефонный номер. Вместо 737 MAX стало 737-8200. Фото: Woodys Aeroimageshttps://www.avianews.com/world/2019/07/15/ryanair_changed_737_max_name/ …
Есть мнение, что в январе 2020 года или чуть позже лайнер все же сертифицируют, и парковки возле завода Boeing в Рентоне наконец освободят от самолетов.
В любом случае, на пассажиров задержки с поставками лайнеров пока влияют слабо, в Россию 737 MAX в любом случае поступил бы единичными экземплярами. Наши авиакомпании прикроются самолетами со вторичного рынка, благо в России и так наблюдается некоторый избыток провозных мощностей.
Но если через пару лет вы увидите на борту самолета надпись Boeing 737-8200, то вспомните эту историю.
Напомним, 10 марта в результате авиакатастрофы в Эфиопии погибли 157 человек – граждане 35 стран, в том числе трое россиян. Выполнявший рейс из Аддис-Абебы в Найроби Boeing 737 MAX 8 упал примерно в 60 км к юго-западу от эфиопской столицы.
29 октября 2018 года жертвами крушения Boeing аналогичной модели в Индонезии стали 189 человек. Многие страны мира, включая Россию, США и государства ЕС, из соображений безопасности приостановили эксплуатацию самолетов этой серии.
После катастрофы около 20 стран закрыли свою территорию для пролета самолетов этой модели, многие авиакомпании приостановили эксплуатацию Boeing 737 МАХ 8. В США Федеральное авиационное управление ввело запрет на эксплуатацию этой модели. В ходе расследования причин происшествия были выявлены возможные ошибки в работе системы коррекции маневрирования (MCAS). Компания Boeing занимается устранением этих недочетов и обновила программу обучения пилотов.
Президент США, Дональд Трамп заявил, что ни один другой бренд в мире не понес столь же сильного ущерба, как Boeing 737 MAX.
Boeing 737 MAX — четвёртое поколение самолётов Boeing 737, созданное компанией Boeing для замены семейства Boeing 737 Next Generation. Первый 737 MAX поставлен заказчику в мае 2017 года.
Свежие комментарии