1867 - Родился Уилбер Райт (англ. Wilbur Wright) — американский пионер авиации.
За братьями Уилбуром и Орвиллом Райт (Wilbur Wright, Orville Wright) в большинстве стран мира признаётся приоритет конструирования и постройки первого в мире самолёта (спор о первенстве с Альберто Сантос-Дюмоном), способного к полёту, а также совершение первого управляемого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха с двигателем.
Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто мог управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения в мире.Крупнейшим фундаментальным достижением братьев Райт было открытие ими трёх осей вращения самолёта, что позволило пилотам эффективно управлять самолётом и поддерживать его равновесие во время полёта. Этот метод стал основным, и таковым остаётся до настоящего времени для всех типов самолётов. С начала своих исследований теории полёта братья Райт сосредоточились на изучении вопросов управления летящим аппаратом, вместо того, чтобы находить возможность устанавливать более мощные двигатели, как это делали другие экспериментаторы. Их эксперименты с аэродинамической трубой дали больше данных, чем все другие эксперименты пионеров авиации, дав им возможность проектировать и строить более эффективные крылья и пропеллеры. Полученный ими патент США номер 821393 выдан на изобретение системы аэродинамического управления, осуществляемого с помощью поверхностей самолёта. Необходимые технические знания братья Райт приобрели, работая многие годы в своём магазине, где продавали печатные прессы, велосипеды, двигатели и другие механизмы. В 1903 году братья Райт построили оснащённый двигателем «Флайер-1», из обычного для их аппаратов конструкционного материала - ели, крепкого и лёгкого дерева. Первый полёт совершил Орвилл, он пролетел 36,5 метра за 12 секунд 17 декабря 1903 года. Этот день стал началом пилотируемой авиацией в мире. Оба брата остались холостяками. Уилбур однажды язвительно заметил, что у него «нет времени и на жену, и на самолёт». Он заболел во время поездки в Бостон в апреле 1912 года. После возвращения в Дейтон ему был поставлен диагноз - брюшной тиф. Он умер в возрасте 45 лет в доме Райтов 30 мая.
1895 - Родился Александр Иванович Жуков — лётчик-испытатель 1-го класса(1940), капитан.
1904 - Родился Александр Иванович Макаревский — советский учёный в области прочности и аэроупругости летательных аппаратов, Герой Социалистического Труда (1957), академик АН СССР (1968), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964), доктор технических наук (1943), лауреат Ленинской (1957) и Сталинской (1943) премий.Жил в Москве. Умер 11 мая 1979 года. Похоронен на Быковском кладбище в городе Жуковском Московской области...
1912 - Американка Гарриет Квимби (Harriet Quimby) стала первой женщиной-лётчиком, перелетевшей Ла-Манш. Перелёт на Блерио XI между Дувром и Кале занял 59 минут.
1913 - В Монако состоялись первые состязания гидросамолётов на кубок Шнейдера. Длина маршрута составляла 10 километров, маршрут должен был быть пройден 28 раз. Выиграл гонку француз Морис Прево на моноплане Депердюссен (двигатель "Гном" в 160 л.с.).
1914 - Родился Марк Лазаревич Галлай — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957), участник Великой Отечественной войны, писатель. Доктор технических наук (1972), профессор (1994), академик Академии транспорта Российской Федерации.
1916 - Родился Леонид Васильевич Смирнов — советский государственный деятель оборонно-промышленного комплекса СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1982), лауреат Ленинской премии(1960).
Окончил вечернее отделение Новочеркасского индустриального института в 1939 году. В 1949 году окончил Промышленную Академию Министерства вооружения СССР.
Во время Великой Отечественной войны занимался подготовкой вооружения для действующей армии.
Послужной список:
1930—1933 — ученик ФЗУ, электромонтёр в Ростове-на-Дону.
1934—1948 — дежурный электромонтёр, инспектор по электронадзору, инженер, заместитель начальника, начальник цеха, заместитель главного энергетика, начальник теплоэлектроцентрали, главный энергетик Новочеркасского завода горно-шахтного оборудования.
1949—1951 — директор Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики Министерства вооружения СССР.
1951—1952 — начальник Главного управления ракетно-космической техники Министерства вооружения СССР.
1952—1957 — директор Днепропетровского машиностроительного завода.
1957—1961 — начальник Главного управления Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.
1961—1963 — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике — министр СССР.1963—1985 — заместитель председателя Совета Министров СССР по оборонным отраслям промышленности, Председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.С ноября 1985 года на пенсии.Умер 18 декабря 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...
1921 - Родился Анатолий Павлович Молотков — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963), генерал-лейтенант авиации, лауреат Государственной премии (1979), доктор технических наук (1975), профессор (1977).
1929 - Первый полёт Short S.10 Gurnard. Пилот Джон Ланкестер Паркер. Это истребитель-гидросамолёт, разработанный английской фирмой Shorts. S.10 представлял собой истребитель-разведчик корабельной авиации, стартующий при помощи катапульты. Было изготовлено два экземпляра самолёта Gurnard I (сухопутный вариант с колёсным шасси) и Gurnard II. На них были установлены двигатели Bristol Jupiter Х и Rolls-Royce Kestrel II соответственно. Первым в воздух в этот день поднялся Gurnard II. Во время испытаний самолёты показали себя тяжёлыми в управлении и маломанёвренными, что было большим недостатком для истребителя и Адмиралтейства Великобритании отказалась от этого самолёта в пользу Hawker Osprey.
1932 - На самолётах авиакомпании Imperial Airways S.17 Kent (Short, Великобритания) начали выполняться полёты по маршруту Бриндизи - Лимассол - Хайфа - Александрия. Это четырёхмоторная летающая лодка-биплан классической схемы смешанной конструкции. В носовой части кабина бортрадиста. Затем закрытая кабина для экипажа - двух пилотов и штурмана. Позади неё отсек для почты. Затем пассажирский салон на 16 человек с мягкими креслами. В ряду четыре кресла - распложены попарно по бортам, между ними проход. Позади отсек для багажа пассажиров. Установлены четыре двигателя Bristol Jupiter XFBM - 555 л.с./410 кВт, 9-ти цилиндровые звёздообразные, воздушного охлаждения с наддувом; размещены в гондолах на стойках между крыльями, винты четырёхлопастные деревянные.
1934 - ЦИК СССР вводит почётное звание Героя Советского Союза – высшую степень отличия за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Первым Героем Советского Союза станут лётчики Анатолий Васильевич Ляпидевский (Звезда Героя № 1), Сигизмунд Александрович Леваневский (Звезда Героя № 4), Василий Сергеевич Молоков (Звезда Героя № 3), Николай Петрович Каманин (Звезда Героя № 2), Маврикий Трофимович Слепнёв (Звезда Героя № 5), Михаил Васильевич Водопьянов (Звезда Героя № 6), Иван Васильевич Доронин (Звезда Героя № 7), за спасение терпящих бедствие членов экипажа и пассажиров парохода "Челюскин".
1941 - Игорь Иванович Сикорский впечатляюще демонстрирует возможности его вертолёта VS-300, зависнув практически неподвижно над аэропортом Страфорд (штат Коннектикут) в течение одного часа, пять минут.
1943 - В 12 гв.иап (командир полка майор Константин Васильевич Маренков) 6 иак ПВО ТС (территории страны) начались (по 25 июня) войсковые испытания высотного истребителя-перехватчика Як-9ПД, ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. На пяти Як-9 было произведено 69 полётов с налётом 43 ч 12 мин, из них 39 полётов на высоте 10000...12000 м.
Як-9ПД с двигателем М-105ПД, снабжённым двухступенчатым нагнетателем Э-100 Владимира Антоновича Доллежаля, представлял собой высотный истребитель-перехватчик и предназначался для работы в системе ПВО. Самолёт был создан специально для борьбы с высотными разведчиками противника Ju-86R, периодически совершавшими в 1942-1943 гг. полёты над Москвой на больших высотах (порядка 12000...13000 м).
1943 - Самолёт Me.261-V3 (BJ+CR), управляемй Карлом Бауром, за 10 часов совершил перелёт в 4500 км, таким образом установив неофициальный рекорд. Этот прототип отличался от остальных двигателем DB 610 (также парный) и дополнительным местом ещё для двух членов экипажа. Первый полёт прошёл в начале 1943 года. Данный прототип подвергся более длительным лётным испытаниям, нежели остальные. В июле 1943 года была выявлена поломка гидравлики и самолёт отправили на ремонт в Ораниенбург. Впоследствии прототип был передан Люфтваффе для выполнения разведывательных миссий на большие расстояния.
1944 - Началась третья серия испытаний немецкого экспериментального самолёта Sack AS-6 на ВПП базы Брандис (Brandis) - 700 м. Самолёт пробегал 500 метров без подъёма хвостовой части, хотя краткий подлёт был зафиксирован. Во время четвёртой заключительной серии испытаний самолёт таки смогли поднять в воздух на небольшую высоту, но тут обнаружилось, что AS-6 имеет очевидный крен влево из-за вращающего момента двигателя. Малый размах крыла не позволял компенсировать этот момент. Пилот-испытатель рекомендовал установить более мощный двигатель, и увеличить число тестовых продувок в аэродинамической трубе. Артур Зак вернулся к чертёжной доске для доработки своего "детища".
1945 - Начало боевого применения штурмовика Ил-10. Боевые действия 108-й гшап начал 16 апреля 1945 г. на Берлинском направлении. За 15 дней боёв (с 16 по 30 апреля) лётчики 108-го гшап совершили 450 боевых вылетов, ежедневно выявляя те или иные качества и особенности штурмовика. Их тут же фиксировала бригада ГК НИИ ВВС КА во главе с ведущим инженером-испытателем самолета Ил-10 полковником П. Т. Аброщенко.
1945 - Первый Ер-2 ОН под управлением лётчика-испытателя 1-го класса, Героя Советского Союза Анатолия Дмитриевича Алексеева совершил успешный беспосадочный перелёт из Иркутска в Москву, затратив 15 ч. 30 мин. Вторая такая машина в конце апреля проходила лётные испытания. Лётными испытаниями было установлено, что самолёт мог лететь со скоростью 435 километров в час, покрывая без посадки расстояние в 5200 километров. Высота полёта составляла 6000 метров. Самолёт малой серией должен был строиться в Иркутске.
1949 - Состоялся первый полёт всепогодного истребителя-перехватчика И-320 (Р-1) конструкции ОКБ Артёма Ивановича Микояна; лётчик-испытатель Яков Ильич Верников.
1949 - Лётчик-испытатель фирмы Lockheed Тони Ле Вер выполнил первый полёт на прототипе перехватчике F-94 Starfire (YF-94 c/n 48-356).
1949 - Берлинский воздушный мост( мост просуществовал с 24 июня 1948 года по 12 мая 1949 года) достигает рекордных 12940 тонн грузов, доставленных авиацией США и Великобритании за одни сутки.
1952 - Родился Анатолий Николаевич Квочур — Герой Российской Федерации(17 ноября 1992), Заслуженный лётчик-испытатель СССР(1990), полковник.
1958 - Постановлением Совмина СССР и ЦК КПСС № 419-198 - документом настолько важным, что на нем стояло сразу два грифа: "Совершенно секретно" и "Особой важности" ОКБ Александра Сергеевича Яковлева поручалось: "... разработать одноместный высотный разведчик для отработки перехвата разведчиков с дозвуковыми скоростями на базе Як-25Р с прямым крылом, двумя двигателями Р11-300 (самолёт Як-25РВ) со следующими данными: практический потолок 20000-21000 метров, максимальная скорость на высоте 15000 метров
• 900 км/ч, на высоте 20000 метров - 800 км/ч; минимальная скорость на высоте 20000 метров - 750 км/ч; дальность полёта на высоте 20000 метров
• 2500 км, на высоте 16000-18000 метров - 3500 км и на высоте 13000-14000 метров - 5000 км.
Вооружение самолёта должно включать одну пушку НР-23 с 50 патронами и аэрофотоаппарат АФА-40 для плановой съёмки. Изготовить совместно с заводом №30 два экземпляра Як-25РВ и приступить к заводским испытаниям в IV квартале 1958 г. Госкомитету по авиационной технике совместно с Министерством обороны до июня 1958 г. представить в Совет Министров предложения по использованию самолёта Як-25РВ для уничтожения дрейфующих аэростатов и в варианте радиоуправляемого самолёта-мишени".
1959 - Лётчик-испытатель Сергей Георгиевич Бровцев на Ми-6 подняв груз массой 5 т на 5584 м, установил новый мировой рекорд, а лётчик-испытатель Рафаил Иванович Капрелян -10 т на 4885 м.
1961 - Состоялся первый полёт английского лёгкого многоцелевого самолёта Beagle A.109 Airedale. Имея в своей основе конструкцию предыдущих моделей фирмы "Auster", самолёт сохранил их недостатки и преимущества: большую массу, сильно выступающую выхлопную систему, большое количество подкосов и полотняную обшивку. В результате он оказался хуже соперников, таких как Cessna Model 172 и Model 175. Построено 43 самолёта Airedale со стандартной силовой установкой - один двигатель Avco Lycoming O-360-A1A.
1962 - Принято постановление советского правительства «о разработке проекта комплекса «Союз» для пилотируемого облёта Луны экипажем из двух человек». Для поддержания первенства в освоении космоса советское правительство выдало конструкторскому бюро Сергея Павловича Королёва разрешение и ресурсы на продолжение модификации кораблей типа «Восток» и «Восход» и только предварительную подготовку лунных пилотируемых проектов, в том числе облёта Луны собираемым на орбите комплексом 7К-9К-11К раннего проекта корабля «Союз». Постановлением правительства была утверждена лунная пилотируемая программа СССР и развернулись реальные масштабные работы по двум параллельным пилотируемым программам: облёта Луны («Протон» — «Зонд/Л1)» к 1967 году и посадке на неё (Н-1-Л3) к 1968 году с началом лётно-конструкторских испытаний в 1966 году.
1969 - Начало лётных испытаний чешского пассажирского самолёта местных авиалиний ЛЕТ L-410A "Турболёт". Первый из четырех опытных XL-410 поднял в воздух с аэродрома в Куновице шеф-пилот фирмы "Let" Владимир Вылк.
1973 - На 13 сутки полёта произошла внезапная разгерметизация отсеков орбитальной станции "Салют- 2". ОКС «Салют-2» (ОПС-1 или № 101) по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз» массой 18,5 тонны была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 3 апреля 1973 года с космодрома Байконур. 25 апреля перестала поступать телеметрическая информация. Станция, пробыв на орбите 54 дня, закончила свою работу 28 мая 1973 года в результате естественного торможения в верхних слоях атмосферы и упала в океан около Австралии. ТАСС 28 мая объявило, что «программа полёта завершена» (не отметив при этом «успешно»). Анализ причин аварии позволил предположить нештатную работу двигательной установки, что привело к прогоранию корпуса станции. Для работы на станции готовился экипаж Павла Романовича Поповича и Юрия Петровича Артюхина на космическом корабле «Союз».
1980 - Для проведения операции «Ромб» на авиабазу Шинданд на западе Афганистана прибыла группа представителей МАП, штурмовики Су-25 и истребители ВВП Як-38. Новое место базирования существенно отличалось от полигонов СССР: аэродром располагался на высоте 1140 м над уровнем моря, в течение суток наблюдались значительные колебания температуры воздуха. Негативно сказывалось и отсутствие у лётчиков опыта полётов в горах. Испытания, в основном по применению вооружения, выполнялись над бывшим танковым полигоном афганской армии в 9 км от базы. Перед авиагруппой не ставилась задача непосредственного участия в боевых действиях, хотя генерал Юрий Васильевич Шаталин, командир расположенной рядом 5-й механизированной дивизии имел право при необходимости привлекать эти самолёты к ударным операциям. На второй неделе пребывания в Афганистане начали поступать задания по оперативной поддержке сухопутных войск, которые в тот период вели тяжёлые бои с моджахедами в провинции Фаракх, 120 км южнее Шинданда. В отличие от скоростных МиГ-21, МиГ-23 и Су-17, штурмовики Су-25 действовали в горах на малой высоте, что существенно повышало эффективность их применения. Причём, если ранее полёты с бомбовой нагрузкой 4000 кг не производились, то в боевых условиях такая необходимость появилась: Т-8-1Д брал восемь бомб по 500 кг.
Ещё начале марта 1980 года конструкторов ОКБ Сухого Олега Сергеевича Самойловича и Юрия Викторовича Ивашечкина вызвали в МАП, где ознакомили с пожеланием заказчика провести часть испытаний нового штурмовика "в условиях, максимально приближенных к боевым". Доводы конструкторов, что машина еще сырая и прошла только этап "А" госиспытаний, не произвели на беседовавшего с ними главкома ВВС маршала авиации Павла Степановича Кутахова какого-либо эффекта, была сформирована рабочая группа под руководством зам. начальника НИИ ВВС В.Алферова. Его заместителем по испытаниям Су-25 назначили Ивашечкина. Группе придавались шесть самолётов: два Су-25 и четыре Як-38, привлекавшие военных возможностью работать с рассредоточенных площадок. Испытания Су-25 и Як-38 в Афганистане получили шифр "Операция "Ромб".
В Афганистан направили самолёты Т-8-1Д и Т-8-3, предварительно отрегулировав прицельное оборудование, установив систему пассивной противопожарной защиты и частично демонтировав контрольно-измерительную аппаратуру. От ОКБ в афганскую группу вошли 44 человека, в том числе два пилота - лётчики-испытатели Николай Фёдорович Садовников и Анатолий Александрович Иванов. Еще двух лётчиков для Су-25, Вячеслава Вадимовича Соловьёва и Валерия Нестеровича Музыку, выделил НИИ ВВС.
1985 - С космодрома "Плесецк" запущен первый космический аппарат "Фотон" ("Космос 1645") для исследований в области косм. материаловедения и технологий в условиях микрогравитации (создан в ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»). После вывода на рабочую орбиту «Фотон» ориентируется в орбитальной системе координат, затем происходит отключение системы управления и космический аппарат осуществляет неориентированный полёт, за счёт чего обеспечивается благоприятная гравитационная обстановка на борту. После выполнения научной программы производится ориентация аппарата и спуск спускаемого модуля на Землю.
1988 - Первый полёт McDonnell Douglas T-45 Goshawk. Проектировался на замену самолёта промежуточной подготовки лётчиков T-2B/С Buckeye и самолёта повышенной подготовки лётчиков TA-4J Skyhawk для ВМС США. В ноябре 1981 года ВМС США объявили о выборе самолёта британской конструкции Hawk Mk 60, а в мае 1986 года с компанией "McDonnell Douglas" был заключен контракт на полномасштабное техническое проектирование варианта для ВМС США. "McDonnell Douglas" стала главным подрядчиком, субподрядчиком выступала британская фирма "ВАе" (ныне "ВАЕ Systems"), отвечавшая за разработку крыла, центральной и хвостовой секций фюзеляжа, оперения, фонаря кабины и системы управления полётом.
1992 - Совершил свой первый полёт демонстратор Cypher-TD , прототип американского БПЛА Cypher - многоцелевого БПЛА, разработанного американской фирмой Sikorsky Aircraft. При проектировании были использованы две основные технологии - Advancing Blade Concept (ABC) фирмы Sikorsky использовавшейся при разработке вертолётов и Fantail technology фирмы Boeing использованной при разработке вертолёта RAH-66 Comanche. Полномасштабная версия БПЛА была готова в 1990 году. В 1991 году началось производство демонстратора Cypher-TD.Второй демонстратор был изготовлен для программы DoD Autonomous Scout Rotorcraft Testbed (ASRT). Взлёт и посадка осуществляется вертикально. Для транспортировки используется платформа смонтированная на грузовике типа HMMWV.
1997 - Вышел Указ президента РФ о присвоении звания "Героя России" лётчикам-испытателям Анатолию Александровичу Иванову и Олегу Григорьевичу Цою.
2002 - В ГНПП "Базальт" завершено создание бомбы РБК-500У БЕТАБ-М, обеспечивающей поражение всех современных ВПП.
2002 - Главком ВВС генерал-полковник Владимир Сергеевич Михайлов утвердил Акт конкурсной комиссии, в котором победителем конкурса был признан Як-130. При этом, как рассказал главный конструктор самолёта Константин Фёдорович Попович, в столь важном документе содержалась следующая запись: "...комиссия по рассмотрению учебно-тренировочного комплекса в части дополнения его учебно-боевым самолётом свою работу завершила". Як-130 получил рекомендацию к дальнейшей разработке в интересах ВВС РФ и был включен в госзаказ, при этом РСК "МиГ" рекомендовалось продолжить разработку МиГ-АТ в интересах иностранных заказчиков.
2004 - Первый полёт модернизированного УТС Як-52М, лётчик-испытатель 1-го класса Олег Олегович Кононенко, 308 АРЗ МО, Иваново.
2008 - С борта самолёта Lockheed L-1011 TriStar "Stargazer", стартовавшего с аэродрома на тихоокеанском атолле Кваджлейн, осуществлён пуск ракеты-носителя воздушного базирования "Pegasus-XL", которая вывела на околоземную орбиту навигационный спутник "C/NOFS" (Communications/Navigation Outage Forecasting System).
2020 - Российская астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» сегодня стала первым отечественным аппаратом, облетевшим точку Лагранжа L2. На это ему потребовалась половина года: 22 октября 2019 года двигатели выполнили манёвр коррекции, после которого он вышел на рабочую орбиту вокруг L2. За это время Земля сделала половину оборота вокруг Солнца, а научные приборы обсерватории успели провести калибровки и проверочные наблюдения, а затем осмотреть более половины небесной сферы. Траектория космического аппарата «Спектр-РГ» в космосе похожа на спираль, он вращается вокруг точки Лагранжа L2, которая находится примерно в 1,5 миллиона километров на линии «Солнце – Земля» в сторону от Солнца. В этой точке силы притяжения Земли и Солнца уравновешиваются центробежной силой, так что помещённое в эту точку тело в ней и остаётся, вращаясь вокруг Солнца. Однако это идеальный случай, в реальности же космические аппараты находятся не точно в L2, а движутся вокруг неё по различным траекториям. В частности, «Спектр-РГ» облетает L2 по эллиптической незамкнутой орбите с размерами полуосей более 750 тысяч километров и около 250 тысяч километров. Точка L2 удобна для проведения обзоров: вращаясь вокруг оси, которая примерно соответствует направлению на Солнце, аппарат «Спектр-РГ» сможет провести полный обзор небесной сферы за полгода, при этом в поле зрения его телескопов не попадает Солнце. Однако такая рабочая орбита неустойчива, поэтому приходится периодически проводить манёвры коррекции, чтобы аппарат оставался на ней.
Свежие комментарии