Потери от такого решения могут оказаться значительно выше, чем предполагалось ранее. Фактически на грани вымирания может оказаться вся аэрокосмическая промышленность недружественных стран...
Обложка © Shutterstock
13 апреля гендиректор компании "Эйрбас" Гийом Фори, ранее приостановившей оказание услуг по поддержке российских авиакомпаний, призвал страны Запада не вводить эмбарго на российский титан.
По его мнению, это не навредит России, зато поставит под угрозу европейскую аэрокосмическую отрасль.Запрет на поставки титана в 2022 году
По данным аналитиков, российская корпорация "ВСМПО-Ависма" обеспечивает до 30% поставок титана для мировой аэрокосмической промышленности, в том числе до 40% потребностей Boeing, до 60% потребностей Airbus и до 100% — Embraer. Закупает российский титан и испанская компания Aernnova Aerospace, поставляющая его, в свою очередь, в ряд компаний, включая SpaceX Илона Маска. По мнению главы отраслевого портала "Авиа.ру", эксперта Комитета по транспорту ГД РФ Романа Гусарова, заявление Гийома Фори вселяет надежду, что к нему прислушаются западные политики, очевидно, не понимающие реальных последствий таких решений для европейской экономики.
Здесь мы взаимозависимы, взаимно заинтересованы в том, чтобы Запад не пошёл по такому пути (пути эмбарго.— Прим. Лайфа). У "Эйрбаса" два из трёх самолётов производятся из российского титана, а у "Боинга" каждый третий самолёт сделан из российского титана. Представляете объём? То есть практически половина новых гражданских самолётов в мире сделаны из российского титана
Роман Гусаров, Глава отраслевого портала "Авиа.ру", эксперт Комитета по транспорту ГД РФ
Титановый гигант
Производство титановых сплавов. Фото © ТАСС / Сорокин Донат
Роман Гусаров отметил, что Россия поставляла не просто обогащённую руду (титановые губки), а полноценные титановые изделия, прошедшие штамповку и механическую обработку. Это важнейшие части самолёта: шасси, лонжерон, — их можно делать только из титана, никаким другим материалом их не заменить. При посадке на шасси приходится колоссальная нагрузка, и только титан может её выдержать.
В России титан производят и обрабатывают с 1957 года, когда в печи завода в городке Верхняя Салда на Урале выплавили первый титановый слиток. Это 65 лет непрерывного производства, отработанный до мелочей технологический процесс, огромные мощности, прошедшие модернизацию несколько раз, хорошо налаженные и эффективные логистические цепочки. Наладить такое производство с нуля стоит многие миллиарды долларов. Сейчас в Верхней Салде базируется градообразующее предприятие корпорации "ВСМПО-Ависма", крупнейшего в мире производителя титана. По состоянию на февраль 2022 года там производилось 90% российского титана, который экспортировался как минимум в 50 стран мира.
Почему Запад ввёл санкции против РФ и чем это обернётся для авиации
Здание заводоуправления ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма". Фото © ТАСС / Донат Сорокин
Заменить такого поставщика, как "ВСМПО-Ависма", будет очень тяжело и очень дорого. Цена этого решения настолько высока, что пока даже приблизительные цифры ни "Эйрбас", ни "Боинг" не оглашают.
На днях сообщили, что "Боинг" (компания приостановила закупку титана в марте этого года на неопределённый срок. — Прим. Лайфа) якобы заказал титан у Японии, нашёл себе альтернативного поставщика. Но если почитать внимательно, то окажется, что он заказал у Японии не готовое изделие, а титановую губку, то есть то, что ещё нужно обрабатывать, а значит, нести дополнительные расходы
Роман Гусаров, Глава отраслевого портала "Авиа.ру", эксперт Комитета по транспорту ГД РФ
При этом сама Япония не входит даже в десятку производителей титана, а стоимость обработки титана в США непомерно высока, производители авиатехники всегда в поисках наиболее выгодного предложения. По мнению Романа Гусарова, у Японии сейчас нет мощностей, необходимых для превращения титанового полуфабриката в полноценное изделие. По мощностям с Россией сопоставим разве что Китай, но большую часть он производит для своих потребностей. То есть "Боинг" якобы нашёл альтернативу, закупил титановую губку. Но куда он с ней поедет?
Для её переработки нужны гигантские электролизные печи. Для штамповки деталей нужны мощные многоэтажные прессы (на "ВСМПО-Ависма" стоит пресс с усилием в 75 000 тонн. — Прим. Лайфа), которые потом выштамповывают детали. Есть большие фрезерные станки, которые потом обрабатывают эти детали, обтачивают. После механообработки идёт тонкая обработка
Роман Гусаров, Глава отраслевого портала "Авиа.ру", эксперт Комитета по транспорту ГД РФ
Второе крупнейшее месторождение титана находится в Тамбовской области. В настоящее время перестроена советская и постсоветская логистика, когда крупнейшими поставщиками ильменита были Чили, Австралия, Китай и Украина. После 2014 года ильменит стал активно закупаться в Сенегале и ЮАР. В 2010-е годы Россия переориентировалась на разработку собственных запасов ильменита. По их количеству мы уступаем только Китаю.
Сегодня в мире нет другого производителя, который бы так же чётко контролировал всю производственную цепочку. Даже на "ВСМПО-Ависма" всё структурировано: ВСМПО занимается выплавкой титана, "Ависма" — штамповкой изделий.
В России удалось выстроить эту вертикальную интеграцию, что делает титановое эмбарго бессмысленным. Потенциально, если "Эйрбас" или "Боинг" начнут сотрудничать с другими титановыми компаниями, они столкнутся с неизбежными издержками, с риском удорожания закупок и т.д., что в конечном счёте вернёт их в Россию.
Попытка не пытка, или Почему Запад не хочет платить
В 2014 году после присоединения Россией Крыма Airbus уже пытался подыскать альтернативу, но так и не нашёл. Никто не смог предоставить титановые детали для самолётов подобного качества. А если признанный флагман в области авиапрома начнёт использовать детали непроверенного качества, он пойдёт на репутационные риски: одного упавшего самолёта будет достаточно, чтобы репутация Airbus была испорчена, а контракты на многие миллиарды евро сорваны.
Контроль геометрии кольцевых деталей из титана в цехе механической обработки на территории ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма". Фото © ТАСС / Донат Сорокин
О приостановке закупок можно говорить громко, это же политическое заявление, такой сейчас на Западе тренд. Но следующий шаг — поиск способа вернуться по-тихому (чтобы не уронить себя в глазах боссов), предварительно прощупав почву. А для этого нужно выждать время.
Могут ли они пересидеть какое-то время (перебиться накопленным резервом титановых деталей. — Прим. Лайфа)? Да. У них на складах какой-то запас явно есть, особенно с учётом того, что в связи с пандемией спрос на самолёты упал. По сути, даже компания "Боинг" в первом квартале 2022 года отчиталась, что произвела 95 самолётов, а это меньше половины того, что она производила до пандемии. Отсюда и запасы
Роман Гусаров, Глава отраслевого портала "Авиа.ру", эксперт Комитета по транспорту ГД РФ
Как тебе такое, Илон Маск?
Фото © Shutterstock
Рядом с мощностями корпорации "ВСМПО-Ависма" располагаются титановые цеха обработки предприятия Ural Boeing Manufacturing — совместного производства "ВСМПО-Ависма" и... американской компании "Боинг". Там вытачивались детали для "боингов" на оборудовании, завезённом туда по специальному распоряжению Госдепа США. После того как компания "Боинг" объявила о приостановке закупок российского титана, оборудование осталось.
9 января 2022 года стало известно, что корпорация "ВСМПО-Ависма" подписала с испанской компанией Aernnova Aerospace контракт на поставку титановой продукции до 2028 года. Напомним, эта компания сотрудничает с рядом мировых корпораций, в том числе со SpaceX Илона Маска. Тут впору вспомнить известный мем: "Как тебе такое, Илон Маск?"
Роман Гусаров, Глава отраслевого портала "Авиа.ру", эксперт Комитета по транспорту ГД РФ
Свежие комментарии