На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 670 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    👍👍👍Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    Да вот и уже началось шествие к могиле и нас, рожденных в первой половине 40-х годов прошлого века…Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    Имел удовольствие лично общаться с В. Е. Гудилиным во время подготовки пуска МКС «Буран». Это был один из последних «...Этот день в авиац...

История самого первого Ту-154 СССР-85000

Многие любят, знают и уважают самолет Ту-154, который стал визитной карточкой Аэрофлота. Многие знают и о первом прототипе самолета, но, к сожалению, познания многих об этом самолете заканчиваются лишь бортовым номером СССР-85000, датой первого полета и участием на авиашоу в Ле-Бурже. Сегодняшний рассказ будет об истории самого первого Ту-154 с бортовым номером СССР-85000.

Первый прототип самолета Ту-154 был произведен c 1966 по 1968 года на ММЗ "Опыт" (бывшее ОКБ-156) в Москве. По планам самолет должен быть готов к весне 1967 года, но сроки сдачи опытного Ту-154 были сдвинуты. Во второй половине 1968 года самолет перевезли из Москвы в ЛИИ им. Громова на ЖЛИиДБ. Там Ту-154 был вновь собран и полностью укомплектован, после чего до осени началась подготовка к его первому полету.

3 октября 1968 года состоялся первый полет нового гражданского авиалайнера Туполева. Этот полет выполнил экипаж летчика-испытателя Ю. В. Сухова, второй пилот Н. Н. Харитонов, бортинженер Б. И. Евдокимов, ведущий инженер по испытаниям Л. А. Юмашев, экспериментатор Ю. Г. Ефимов и бортэлектрик Ю. Г. Кузьменко. Ту-154 сопровождал в полете Ту-134 ЖЛИиДБ из кабины штурмана которого вел киносъемку первого полета нового авиалайнера М. В. Ульянов. После первых 12 полетов и ряда доводок прототип Ту-154 был передан на Совместные испытания МАП и ГосНИИ ГА.

Испытания проводились в два этапа. Первый этап практически соответствовал Заводским испытаниям и был проведен силами ММЗ "Опыт" на аэродроме ЛИИ в подмосковном Жуковском. Первый этап проходил с декабря 1968 по январь 1971 года. Второй этап, соответствовал Государственным испытаниям, и проходил с июня по декабрь 1971 года в ГосНИИ ГА. В разное время в испытаниях самолета Ту-154 участвовали экипажи, которые возглавляли легендарные летчики-испытатели: С. Т. Агапов, В. П. Борисов, И. К. Ведерников, Б. И. Веремей, Е. А. Горюнов, Н. Е. Кульчицкий, В. М. Матвеев, А. И. Талалакин, В. И. Шкатов.

Во время испытаний, новейший Советский авиалайнер не раз демонстрировался широкой публике. В декабре 1968 года самолет участвовал в смотре новой авиатехники для Советского правительства, который проходил во Внуково. Вместе с Ту-154 тогда демонстрировались самолеты Бе-30, Як-40 и Ту-134.

Во время первого этапа испытаний, в мае 1969 года самолет отправили на XXVII Парижский международный авиакосмический салон в Ле-Бурже, где он демонстрировался с выставочным номером ”828”. Салон проходил с 29 мая по 8 июня, Ту-154 прибыл в Ле-Бурже 25 мая. На момент авиасалона самолет налетал около 100 часов в 43 испытательных полетах.

12 августа 1969 года самолет демонстрировался для корреспондентов и специалистов гражданской авиации. Тогда опытный Ту-154 СССР-85000 совершил специальный агитационно-рекламный рейс с корреспондентами на борту из Внуково в Шереметьево.

Не все шло так гладко, как казалось на фоне успеха нового авиалайнера. Государственные испытания хоть самолет и прошел, но дальность его полета была ниже заданной, скорость захода на посадку - выше. Несмотря на это, серийное производство самолета было налажено на авиазаводе в Куйбышеве, а 5 февраля 1972 года министр Гражданской авиации Б. П. Бугаев подписал приказ о допуске Ту-154 к выполнению пассажирских перевозок. Вскоре вылезли большие проблемы с крылом.

Вернемся к первому прототипу. После проведения Государственных испытаний он остался в ЛИИ им. Громова на ЖЛИиДБ, где выполнял некоторое время испытательные полеты по программе Ту-154 в интересах КБ Туполева. Злополучное крыло у него так и не заменили. Самолет некоторое время не летал и стоял в калашном ряду с середины 70х годов. В 1977-1978 годах он был утилизирован в ЛИИ им. Громова на территории ЖЛИиДБ.

В качестве заключения, хочется развеять некоторые заблуждения. В сети "Internet" давно ошибочно появилась информация, что самолет был разрезан в Москве в 1998 году. Сравнительно недавно появилось, что самолет был на хранении в музее ММЗ "Опыт" на ул. Радио. К сожалению, данная информация была кем-то выдумана, в результате чего она довольно сильно закрепилась среди фотографов и любителей отечественной авиации. В реальности самолет был утилизирован в ЛИИ в 1977-1978 годах. Данная информация подтверждена ветеранами ЖЛИиДБ, участниками событий тех лет.

P.S. Согласно воспоминаний М. В. Ульянова, поднимать первый Ту-154 должен был Николай Иосифович Горяйнов, но из-за его любви к выпивке он не был назначен командиром корабля. Тем не менее ему досталась честь поднять в небо первый серийный самолет Ту-154 СССР-85001. Также согласно его воспоминаниям первый полет был 4 октября, а не 3 октября...

Источники:
1. Н. Якубович - Авиалайнер Ту-154
2. В. Ригмант - Полет длиною в тридцать лет: О пассажирском самолете Ту-154 и его модификациях
3. А. Вульфов, Д. Колесник - "Рабочая лошадка" Ту-154: 30 лет в небе
4. О. Черников - Ту-154, история эксплуатации. Советский период
5. D. Kommisarov - Tupolev Tu-154 The USSR's Medium-Range Jet Airliner
6. М. Ульянов - Мелочи. В авиации бывает

Картина дня

наверх